Президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин больше не является крупнейшим акционером ГМК «Норильский никель». Оказалось, что теперь компания «Российский алюминий» Олега Дерипаски будет официально считаться крупнейшим владельцем акций Норникеля.
На рынке давно ходили слухи, что Потанин продавал акции
Правда, перевес пока незначителен. Согласно материалам, направленным Потаниным в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, по состоянию на 17 апреля он являлся собственником 25% + 1 акция ГМК. У Русала, подконтрольного Олегу Дерипаске, – 25% + 2 акции, сообщает «Интерфакс».
При этом неизвестно, сколько точно акций сейчас продал Потанин. В апреле 2008 года появилась информация, что он владеет 27,39% компании, а в мае того же года – 29,78%.
Таким образом, сейчас Русал немного «обогнал» «Интеррос», 5% принадлежат Алишеру Усманову, 8,5% акций являются казначейскими, а на биржах обращаются 36,5% акций.
Пока глубинный смысл этой сделки неясен. В «Интерросе» и «Норильском никеле» не комментируют изменение доли Потанина в компании. Однако уже сейчас ясно, что статус Норникеля может в ближайшее время измениться.
На рынке давно ходили слухи, что Потанин продавал акции, причем покупателем считался сам Норникель и его дочерние компании. Напомним, что компания проводила процедуру выкупа своих акций для того, чтобы поддержать их котировки на бирже.
История перераспределения прав собственности в Норникеле весьма запутанна. Достаточно долго компанией владели Владимир Потанин и Михаил Прохоров. Затем они решили разделить свои совместные активы пополам, причем именно акции никелевого гиганта были самой важной частью их империи, поскольку «Норильский никель» – крупнейший производитель никеля и палладия в мире.
Как и предполагалось, мирного развода не получилось. Конфликт между акционерами предприятия обострился после того, как Прохоров продал свою долю не Потанину, а Русалу Олега Дерипаски. Тогда Дерипаска активно скупал активы в России и за рубежом. Однако начался кризис, и Прохоров стал самым удачливым российским олигархом – у него оказалось больше всех наличности и меньше всех активов, которые стали падать.
В результате Прохоров даже потеснил Дерипаску с первого места в списке российских миллиардеров. Сейчас общий долг компаний Дерипаски оценивается в 20–25 млрд долларов. Напомним, что акции «Норильского никеля», принадлежащие Русалу, находятся в залоге по кредиту ВЭБа.
Поэтому сейчас считать Олега Дерипаску претендентом на увеличение контроля в компании нельзя – у него просто нет денег на скупку акций.
Интересоваться акциями Потанина мог и Алишер Усманов, у которого явно есть собственный взгляд на будущее Норникеля. Например, он предлагал объединить свой Металлоинвест и ГМК в холдинг, в котором государству должен принадлежать блокирующий пакет. Взамен государство гасило бы долги компаний, входящих в холдинг. Против такой схемы выступили Дерипаска и Потанин.
Затем появилась информация, что правительство пока не поддерживает такого слияния. Однако Дерипаска сейчас вряд ли обладает нужным административным ресурсом для того, чтобы принимать серьезное участие в решении судьбы Норникеля, а Потанин сам начал снижать свой пакет.
Из этого можно сделать вывод, что вариант Усманова может иметь перспективы.