Одна из крупнейших в Европе торговых сетей начала через Интернет распродавать малолитражки Opel Corsa и VW Cross Polo.
Одеждой можно меняться с друзьями, а овощи – выращивать в саду
Эта акция, которая сулит покупателям экономию до 27%, завершится в конце марта. К примеру, самый дешевый вариант Opel Corsa в онлайн-магазине Lidl стоит 10 600 евро, а самый дорогой – 17 600 евро. Стоимость VW Polo колеблется в пределах 13 650 – 17 450 евро. Для сравнения, в среднем в Германии машина стоит 25 тысяч евро.
Автомобильная индустрия в Германии переживает непростые времена. На грани банкротства оказался концерн Opel. По сокращенному графику до лета будут работать заводы Daimler в городах Верт, Гаггенау, Кассель и Мангейм – там собирают «Мерседесы». В общей сложности работы уменьшится у 18 тысяч сотрудников автогиганта.
О скором закрытии двух фабрик по производству автомобильных шин объявила на днях фирма Continental. Будут закрыты производственные линии в немецком Ганновере и французском Кларуа – они специализируются на резине для грузовозов.
Продажи грузовых машин в последние месяцы практически равны нулю.
Продажи легковых машин в ФРГ упали пока незначительно. Это связано с громкой правительственной инициативой – так называемой «премией за металлолом».
Каждому владельцу машины, возраст которой превышает девять лет, за покупку новой малолитражки обещана премия в размере 2,5 тысяч евро. Такой возможностью поменять автомобиль пожелали воспользоваться уже 226 тысяч человек. В общей сложности, правительство готово выплатить около 600 тысяч таких премий.
«Фабрики в этом году в состоянии построить почти 100 миллионов машин, – размышляет обозреватель газеты Frankfurter Allegemeine Zeitung. – Продано будет примерно 50 миллионов. Чрезмерность предложения не исправит ни премия за металлолом, ни кредитная помощь».
«Ни один экономический сектор не оказался настолько подвержен мировой рецессии, как автомобильная индустрия, – комментирует мировую ситуацию испанская газета El Pais. – Почти во всех странах обороты упали. Некоторым компаниям грозит даже банкротство, что означает сигнал опасности не только для автопрома, но и для капитализма. General Motors и Chrysler уже давно были бы закрыты, если бы не государственная поддержка. Последствия кризиса повсюду одинаковы, а причины – различны. GM, Ford и Chrysler – это примеры устаревшей экономической модели. Они производят машины, которые, учитывая нынешние рыночные потребности, слишком велики. Другая причина кризиса – падение спроса».
«Конечно, удручает, что Германии (чемпиону мира по экспорту) угрожает самый худший год с 1949-го, – добавляет немецкая газета Neue Presse. – По «народу экспорта» это поражение бьет сильней, чем по другим странам, – еще больше банкротств, еще больше безработных. Такова обратная сторона глобализации. Но в каждом кризисе есть и шансы. Экономика может переориентировать себя».
Между тем «автомобильная» инициатива Lidl вызывала возмущение немецкого союза по защите прав потребителей. «Так покупают кота в мешке», – заявила Рената Яенечек, представитель саксонского союза, в интервью газете Leipziger Volkszeitung. Она призвала покупателей с осторожностью относиться к таким акциям – и, например, сравнить с ценами у других продавцов.
«Попыткой привлечь покупателя к другим товарам» назвал торговлю машинами в Lidl Гельмут Блюмкер, глава немецкого союза грузоперевозчиков. По его мнению, воспользовавшись подобным предложением, позднее можно остаться без качественного сервисного обслуживания, поскольку многие автоторговцы предлагают не только машины, но и последующий ремонт на более выгодных условиях. Кстати, в Германии это уже не первая подобная инициатива, В последние годы машинами безуспешно пытались торговать дискаунтеры Schlecker и Otto.
Сообщение об автомобильной акции появилось почти одновременно со списком сотни продуктов, цены на которые Lidl снизил за последние два месяца. По мнению аналитиков, это было ответом на рекламную акцию крупнейшей в Германии торговой сети Aldi.
На днях магазины Aldi украсились рекламой 117 товаров, которые всегда продаются по сниженным ценам. Особенно заметно подешевели молоко, хлеб, сыр, шоколад и мясо птицы. К примеру, филе индейки стоит сейчас на 11% дешевле, чем в прошлом году. При этом в Германии цены на продукты питания (одни из самых низких в Европе) сопоставимы с российскими.
Эту активность продавцов эксперты объясняют ужесточением конкуренции в розничной торговле и не исключают ухудшения качества товаров. С января продукты в ФРГ дешевеют примерно на 0,1% в месяц. В прошлом году из-за роста цен на сырье цены, напротив, росли. «Война цен между немецкими дискаунтерами становится все жестче», – комментирует агентство Associated Press.
«Новой скромностью» называет нынешний покупательский тренд в Европе французская газета Liberation. «Французы тоже готовы приноровиться к ситуации, – пишет парижское издание. – Теперь в рестораны ходят реже и не покупают новых машин. Есть и признаки более глубоких перемен. Кризис воспринят как повод для изменения поведения. Например, отказываясь от чрезмерного шопинга. Одеждой можно меняться с друзьями, а овощи – выращивать в собственном саду. Наслаждаться жизнью можно и без излишеств. Некоторые стали экономней и учатся делиться. Никто не хочет верить, что нынешняя волна – это жестокий удар судьбы».