Во вторник премьер-министр России Владимир Путин встретился со своим венгерским коллегой Ференцем Дюрчанем.
Nabucco не уменьшает количество транзитных стран, а увеличивает его
На встрече речь шла о базовом соглашении о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и ЗАО «Венгерский банк развития», которое предполагает создание совместного предприятия по строительству венгерского участка газопровода «Южный поток».
Этот документ означает, что Венгрия окончательно согласилась войти в проект газопровода.
Напомним, что у этого проекта есть и конкуренты. О них явно и косвенно говорил Владимир Путина на пресс-конференции после переговоров с Дюрчанем.
#{help=263642}
«Газ либо есть, либо его нет. В России он есть. Нам достаточно этих ресурсов, чтобы удовлетворить свои растущие потребности и потребности наших европейских потребителей как минимум лет на 100. Говорю это совершенно ответственно, опираясь на серьезные исследования», – цитирует Путина ПРАЙМ-ТАСС.
«Южный поток», который, по замыслу создателей, вступит в строй в 2015 году, соединит по дну Черного моря Россию с Южной Европой, минуя Украину.
Стоимость проекта – 10 млрд евро, сказал премьер. Ранее «Газпром» говорил, что вложит в строительство не менее 15 млрд долларов, тогда как общая смета оценивалась в 25 млрд долларов. Мощность газопровода 31 млрд куб. м газа в год, и не исключается, что она будет увеличена.
Nabucco – альтернативный проект европейцев. Его сторонники любят напоминать о постоянных российско-украинских газовых войнах и с помощью Nabucco хотят снизить зависимость Европы от российских поставок.
В проекте Nabucco газ по трубе сухопутным путем пойдет из Туркменистана и Ирана в Турцию, далее в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию.
Путин на встрече с венгерским коллегой посетовал на большое количество стран – участников проекта Nabucco: «Что касается других маршрутов, я ничего против не имею, но Nabucco не уменьшает количество транзитных стран, а увеличивает его: Азербайджан, Турция, Грузия. Но и этого недостаточно, так как наполнение Nabucco не может быть без присоединения к проекту Ирана».
Упоминание Ирана здесь неслучайно – политическая напряженность вокруг этой страны создает дополнительные риски для Nabucco.
К тому же у сторонников проекта Nabucco появились опасения, что газопровод может быть недозагружен. Пока лишь Азербайджан дал твердое согласие на участие в проекте, а Туркмения еще не предоставила гарантий.
Однако венгерский премьер был более осторожен в оценках перспектив конкурента «Южного потока». Венгрия не считает конкурентами газопроводы Nabucco и «Южный поток», заявил Ференц Дюрчань. Эти слова можно расценить как то, что Венгрия может при определенных обстоятельствах поддержать оба газопровода.
«Nabucco упирается в то, что газ есть, но доступа к нему нет», – комментирует аналитик «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. Ключевым условием реализации проекта Nabucco является доступ к газовым ресурсам Ирана и Туркмении, напоминает аналитик.
И в том, и в другом случае существуют разногласия, которые пока трудно преодолеть.
В «Южном потоке» сейчас идет проработка ТЭО, деньги выделены, но построен трубопровод будет еще не скоро, а потому много еще предстоит сделать, договориться с транзитными странами и преодолеть противодействие противников, считает аналитик.