«Ситуация не очень хорошая»
Ситуацию с лекарствами в России нельзя признать нормальной. Об этом в беседе с главами трех федеральных каналов, посвященной итогам 2009 года, заявил президент России Дмитрий Медведев.
С лекарствами у нас ситуация не очень хорошая. И это люди видят на своем примере, когда в аптеки заходят
«С лекарствами у нас ситуация не очень хорошая. И это люди видят на своем примере, когда в аптеки заходят», − цитирует Медведева РИА «Новости». По мнению президента, России надо защищать свой фармацевтический рынок. «У нас лишь 20% основных препаратов производится внутри страны, 80% мы закупаем. Это очень опасно. Случись какая эпидемия, нам просто вообще могут кислород перекрыть», − заявил Дмитрий Медведев, подчеркнув, что из 20 наиболее популярных препаратов в мире отечественными предприятиями производится не более двух−трех.
Отраслевые эксперты солидарны с президентом: по их мнению, положение дел, в котором только 20% лекарств производятся в России, а остальные импортируются, очень опасно для государства. «Все прекрасно помнят ситуацию, когда с существенным ослаблением рубля темпы роста цен на лекарственные препараты формировались на очень высоких уровнях», − сообщил газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Финам» Максим Клягин.
Какова же «золотая середина» для безопасности государства между ввозимыми лекарствами и теми, которые производятся на территории России? Директор по исследованиям Фармэксперт Давид Мелик-Гусейнов считает, что найти ее крайне сложно. «Невозможно сказать, какая доля будет для нас гарантией социальной безопасности. Для нас самое важное − выйти на мировую арену фармацевтики, стать конкурентоспособными в мировом масштабе». Действительно, сегодня наши препараты нигде не продаются, кроме как в России. «Наше внутреннее производство сильно отстало от всего мира. Когда мы будет конкурентоспособны, тогда и можно будет говорить о безопасности», − отметил эксперт.
Можно сэкономить
Напомним, ранее замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ Елена Тельнова заявляла, что Россия может ежегодно сэкономить свыше 2,3 млрд рублей, если заменит ряд лекарств импортного производства на отечественные аналоги.
Нельзя разрешать «борзеть» производителям лекарств и аптечной сети. Если они будут выбрасывать на рынок лекарства по огромным, немотивированным ценам, это приведет к росту цен
«Нами проанализированы закупки (лекарств отечественного и зарубежного производства) 2008 и 2009 годов. По России в среднесуммовом выражении закупки отечественных препаратов составляют 5,3%. Потенциал отечественной промышленности мы используем крайне низко», − сказала Тельнова на совещании в Екатеринбурге.
По ее словам, средняя цена закупленных Россией импортных лекарств, имеющих отечественные аналоги, составила в 2008 году 1,4 тыс., а в 2009 − около 2 тыс. рублей. «Замена импортных препаратов на отечественные была бы целесообразна в 6,3 тыс. случаев», − добавила замглавы Росздравнадзора. Потенциальная экономия по России могла бы составить 2,3 млрд рублей, отметила она, уточнив, что эта сумма примерно эквивалентна месячным расходам на обеспечение всех жителей России лекарствами.
«Нельзя разрешать борзеть»
Какие же действия нужно предпринять, чтобы возродить фармпромышленность? По словам Дмитрия Медведева, в этом отношении государство должно действовать двумя путями. Первый − это создание механизма, который будет стимулировать частных инвесторов делать серьезные инвестиции в отрасль. «Для того чтобы придумать новый препарат, требуются огромные инвестиции. В среднем, в год изобретается до десятка новых препаратов. И каждое новое изобретение стоит, может быть, несколько миллиардов долларов, − сказал в четверг президент. − Поэтому необходимо компенсировать создание более комфортных инвестиционных условий, более приятную атмосферу для бизнеса, локализацию производств внутри страны».
Что касается второго пути, то он, как считает Дмитрий Медведев, заключается в регулировании ценообразования на рынке. «Нельзя разрешать «борзеть» производителям лекарств и аптечной сети. Если они будут выбрасывать на рынок лекарства по огромным, немотивированным ценам, это приведет к росту цен», − констатировал Дмитрий Медведев.
По словам президента, для предотвращения подобного сценария развития событий в России с 2010 года вводится специальный режим контроля как за отпускными ценами производителей, так и за предельными розничными и оптовыми надбавками. «При помощи этих двух инструментов, я считаю, мы с ценами разберемся. А если мы сможем развить свою фармацевтическую промышленность, мы получим и лучшее качество жизни, и нормальную ситуацию на рынке лекарств», − резюмировал Медведев.
По-хорошему и по-плохому
И это, похоже, не просто слова: как сообщают «Ведомости», в среду глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова подписала соглашение с руководителями семи крупнейших российских фармпроизводителей (на долю «Фармстандарта», «Валенты», «Нижфарма», «Верофарма», «Биокада», «Акрихина» и «Фарм-центра» приходится 8,22% фармрынка страны). Согласно этому документу, производители обязались сохранять «ценовую доступность на наиболее востребованные лекарства», а также «осуществлять ценообразование с учетом необходимости сохранения социальной стабильности».
Кроме того, как ранее говорил премьер-министр России Владимир Путин, в 2010 году будут регистрироваться цены производителей жизненно необходимых лекарственных препаратов, а также будет разработана методика, ограничивающая субъекты Федерации в принятии решений об уровне торговых надбавок.
Система страхового лекарственного обеспечения носит рыночный характер, в ней все регулируют страховщики и фармацевтические компании, а государство не выделяет миллиарды, а просто выступает регулятором
С теми же, кто не поймет по-хорошему, будут разбираться по-плохому. В частности, Владимир Путин не исключил введение уголовной ответственности за необоснованное повышение цен на лекарства. По словам премьера, меры по борьбе с ростом стоимости фармпрепаратов будут введены с 1 января 2010 года. Прежде всего, они коснутся лекарств из списка жизненно важных фармпрепаратов, новая редакция которого, включающая 495 наименований, была сформирована 30 ноября.
Полезные начинания
Насколько будут действенны предпринимаемые руководством страны меры по выводу российской фармацевтики из кризиса? Пока об этом по понятным причинам говорить рано, однако эксперты положительно оценивают решительный настрой властей.
«Мы думаем, что в значительной степени тех целей, которые ставит перед собой госпрограмма (двукратное увеличение доли российских лекарств на рынке в горизонте ближайших 10 лет − прим. ред.), удастся достичь, − полагает Максим Клягин. − Этот план двукратного увеличения, на наш взгляд, вполне адекватен и обоснован».
Давид Мелик-Гусейнов также видит у фармреформ хорошие перспективы. «Государство сегодня делает очень много для того, чтобы процесс локализации иностранных компаний в России шел активнее, чтобы в нашей стране начинали действовать передовые западные заводы, − рассказывает эксперт. − Уверяю вас, этот процесс крайне полезен для всей системы здравоохранения».
Сменить систему
В целом же, по мнению экспертов, глобально решить вопрос об обеспечении россиян доступными и качественными лекарствами может лишь полноценное изменение системы здравоохранения страны в части введения норм страхового лекарственного обеспечения. Об этом, к слову, говорил и Владимир Путин примерно год назад, посещая одно из фармацевтических производств в Курске.
«Почему мы сейчас так активно и остро ощущаем вопрос повышения цен? Потому что мы платим за лекарства из собственного кошелька, − объясняет принцип действия системы Давид Мелик-Гусейнов. − Если бы у нас работал страховой принцип лекарственного обеспечения, мы бы не платили эти деньги. То есть когда бы человек заболевал, он бы просто брал рецепт у врача, приходил в аптеку и получал базовую терапию бесплатно».
По мнению эксперта, такие актуальные на сегодня вопросы, как уровень цен, локализация продукции и наличие лекарств на аптечных полках, просто бы не существовали при системе страхового лекарственного обеспечения. «Последняя носит рыночный характер, в ней все регулируют страховщики и фармацевтические компании, а государство не выделяет миллиарды, а просто выступает регулятором, − резюмирует Давид Мелик-Гусейнов. − Мы к этому идем, может, не совсем быстро, но в любом случае эта система будет работать в России».