За 10 месяцев 2009 года объем государственного долга субъектов РФ увеличился на 188,1 млрд рублей, или на 31,4% – до 787,7 млрд рублей. При этом 59% прироста пришлось на бюджет Москвы.
Объем госдолга всех муниципальных образований РФ оказался вдвое меньше суммы долговых обязательств одной Москвы
Об этом свидетельствует опубликованная на сайте Минфина информация о госдолге российских регионов. Речь идет об обязательства субъектов РФ по ценным бумагам, кредитам банков и международных финансовых организаций, предоставленным госгарантиям, бюджетным кредитам и иным непогашенным долговым обязательствам.
Бесспорными лидерами по объему имеющегося долга по состоянию на 1 ноября стали Москва (232,3 млрд рублей) и Московская область (158,1 млрд рублей). На третьем месте Татарстан, долг которого составляет 38,7 млрд рублей.
На долю двух субъектов, образующих столичный регион, приходится почти половина (49,6%) совокупного долга субъектов РФ. При этом долг Московской области увеличился за январь – октябрь на 2 млрд рублей, или на 1,3%. Долговые обязательства Москвы за это время выросли на 110,8 млрд рублей, или на 91,1%. В итоге 59% прироста совокупного долга регионов пришлось на бюджет столицы.
Объем госдолга всех муниципальных образований РФ оказался вдвое меньше суммы долговых обязательств одной Москвы – 114,9 млрд рублей.
В следующем году едва ли можно рассчитывать, что ситуация изменится в лучшую сторону, учитывая, что подавляющее большинство региональных бюджетов сверстано с дефицитом. Более того, превышение расходов над доходами ряда субъектов превысит нормативы Бюджетного кодекса.
Согласно результатам выборочного исследования компании ФБК*, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в будущем году лишь Самарская область и Ямало-Ненецкий АО будут иметь бездефицитные региональные бюджеты.
Лидером по бюджетному дефициту в этой группе оказалась Вологодская область – 28% (дефицит бюджетов рассчитан от объема доходов без учета безвозмездных поступлений). Далее следуют Татарстан (24,2%) и Пермский край (22,6%). Дефицитными будут даже бюджеты «нефтяного» Ханты-Мансийского АО (6,5%) и все той же Москвы (12,6%).
В итоге дефицит суммарного бюджета регионов-доноров (без Ленинградской и Тюменской областей) в 2010 году составит 11,1%.
Среди регионов-реципиентов наибольший дефицит в 2010 году запланирован в Сахалинской области – 29%, чуть меньше – 24,3% – в Мурманской области.
А вот в Краснодарском крае ожидают, что доходы превысят расходы. «Профицит краевого бюджета может составить до 1%, и это, безусловно, исключительный случай», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК** Игорь Николаев. В основном же дефицит бюджета в группе регионов-реципиентов находится в границах 10–15%.
Эксперт обращает внимание на то, что в следующем году бюджетный дефицит ряда субъектов РФ превысит нормативы, установленные Бюджетным кодексом.
«Это поставит регионы в положение нарушителей и согласно тому же Бюджетному кодексу может стать основанием для применения к ним мер принуждения», – говорит Николаев.
Впрочем, беспокойство специалистов вызывает не это, а тот факт, что существенное нарастание дефицитности демонстрируют регионы-доноры. А это значит, что именно здесь финансовая устойчивость снижается быстрее всего.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента