В Турции отменено решение о проведении тендера на строительство первой в этой стране атомной электростанции (АЭС). Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление компании Tetas, продающей там электроэнергию.
Если бы нас хотели кинуть, нас бы уже кинули раньше
«Тендер по строительству и управлению станцией, так же, как и право продавать электричество Tetas, приостановлен», − приводит агентство сообщение компании. Как передает местный портал Hurriyet Daily, решение было принято «единогласно», со ссылкой на пункт соглашения, позволяющего такие действия без объяснения причин.
Reuters также сообщает со ссылкой на неназванные источники в турецком правительстве, что будет объявлен новый тендер – на управление станцией в Мерсине и еще одной, которую будут строить в черноморском городе Синоп. «Он пройдет в первом квартале 2010 года», цитирует слова источника агентство.
Вчера, как передает РИА «Новости», о возможности такого развития событий заявил министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Причина такого решения связана с позицией Госсовета этой страны, наложившего вето на те статьи договора, которые касались места АЭС (станцию планировалось разместить в провинции Мерсин) и цены за производимую ей электроэнергию.
Тендер на строительство станции в Мерсине был объявлен в марте 2008 года, все этапы конкурса прошел совместный российско-турецкий консорциум, в котором приняли участие «Атомстройэкспорт», «Интер РАО ЕЭС России» и турецкая Teknik Park.
Напомним, Турция в течение 20 лет намерена построить три АЭС, которые будут покрывать 20% нужд страны в электроэнергии. Источники агентства считают, что уже в 2012 году энергосистема Турции будет на грани коллапса без инвестирования 3−5 млрд долларов в генерацию.
Заявление турецкой стороны стало неожиданностью: ранее российские атомщики выглядели на мировых рынках очень уверенно. Так, в октябре 2009 года россияне объявили о своем участии в тендере на строительство новых энергоблоков на АЭС в чешском Темелине. Россияне уже строят станцию в Иране, Индии, планируется создание второй АЭС в Армении.
Кроме того, Россия ведет активную политику в области сырья для ядерного топлива. С Монголией достигнуты соглашения по разработкам Дорнодского месторождения урана, с Японией и Францией – напротив, о поставках тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для реакторов.
Да и отношения с Турцией в сфере энергетики у россиян развивались замечательно – во время переговоров в августе 2009 года стороны подписали глобальное энергетическое соглашение. В частности, Анкара разрешила прокладку важного для России газопровода «Южный поток» по своим территориальным водам.
Россия, в свою очередь, заявила о своем участии в проекте Трансанатолийского нефтепровода Самсун-Джейхан и о намерении построить в Джейхане нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).
В тот же день премьер Турции Реджеп Эрдоган объявил о победе российско-турецкого консорциума в конкурсе на право постройки АЭС.
Такая договоренность давала обеим сторонам огромные преимущества – Россия получила многолетний контракт на 18 млрд долларов, а также частичное решение проблемы с прокладкой стратегически важной трубы. Турция также не осталась в накладе – страна получила возможность решить свои энергетические проблемы, кроме того, получить дополнительные доходы от транспортировки углеводородов через свою систему труб.
Представители российских атомщиков не считают, что на этом контакты с Турцией в этом вопросе завершены. «Мы не получили официального уведомления об отмене тендера, когда получим, будем его детально изучать, но в любом случае мы подтверждаем свое желание участвовать в сооружении первой АЭС на территории Турции и будем продолжать работу с турецкими коллегами вне рамок тендерной процедуры», − приводит РИА «Новости» слова официального представителя Росатома Сергея Новикова.
Представители «Атомстройэкспорта» отказались от комментариев по этому поводу.
Эксперт газеты ВЗГЛЯД призывает не искать конспирологических объяснений в данном вопросе. «Если бы нас хотели кинуть, нас бы уже кинули, ведь россияне прошли все этапы конкурса – причина разрыва заключается во внутритурецких проблемах», − рассказал старший аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. По его мнению, отказ Турции еще может быть обжалован в суде. «И не исключено, что при наличии определенных подписанных обязательств суд встанет на сторону России или в вопросе нового тендера, или в вопросе компенсаций», − добавил эксперт.
Кроме того, Баранов подчеркнул, что это решение в большей степени ударит по Турции, нежели по России. «К ним и так никто особенно не хотел идти, а теперь если россияне действительно не получат в итоге шансов строить станцию, точно ни один серьезный игрок не будет там работать», − считает Баранов.
«Не исключено, что турецкий демарш увязан с изменением внешнеполитической конъюнктуры – в Турцию приезжали представители конкурирующих фирм, в частности, из Франции и США», − отметил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Дмитрий Абзалов.
По его мнению, атомная сделка, в отличие от трубопроводной, не была ничем подстрахована, поэтому Турция легко может от нее отказаться, использовав проекты атомных станций для решения своих политических задач, в частности, вступления страны в Евросоюз.
Однако Абзалов уверен: до полномасштабного разрыва экономических проектов дело не дойдет. «Трубопроводы жестко увязаны между собой, в них остро заинтересованы обе стороны», − считает эксперт ЦПК.