Поступление иностранных инвестиций в российскую экономику с начала 2008 года сократилось на 30%. Это называют одной из причин того, что с 9 по 15 августа 2008 года международные резервы России сократились на 16,4 млрд долларов .
Эксперты разделились в оценках значения сокращения инвестиций. Одни считают, что это означает замедление роста экономики, другие уверены, что позиции России остаются довольно устойчивыми.
Об этом шла речь в четверг на пресс-конференции, в которой приняли участие завкафедрой фондового рынка и инвестиций Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Берзон и генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Николай Берзон отметил, что объем накоплений иностранного капитала в экономике России на сегодняшний момент составляет 242 млрд долларов. Приток внешних инвестиций в первом полугодии 2008 года составил 46 млрд долларов.
Сегодня российский фондовый рынок имеет капитализацию в районе 1 триллиона долларов, и страна активно интегрируется в мировую финансовую систему.
Основными инвесторами для России являются Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция и Люксембург. При этом, по словам профессора, речь идет о российских деньгах, которые были выведены в оффшорные зоны и теперь возвращаются.
Год назад Россия переживала инвестиционный бум, особенно в первой половине. С августа в ряде западных стран начался кризис, и объем внешнего инвестирования объективно снизился. Однако в Россию поток не прекратился, а «просто стал меньше», сказал Николай Берзон.
На поведение инвесторов в России влияют не только объективные факторы, но и психологические. Вторые, как ни странно, зачастую играют большую роль.
«С точки зрения роста ВВП, состояния золотовалютных резервов страны, устойчивости финансовой системы Россия на фоне США и даже Западной Европы выглядит великолепно, – считает эксперт. – Однако хотя считается, что инвесторы всегда поступают рационально, я никогда не видел, чтобы они принимали решения не под влиянием эмоций».
Инвесторы, как правило, боятся политических рисков, и это действительно может вести к оттоку капитала.
Эксперт вспомнил историю с «Мечелом», когда инвесторы испугались чего-то вроде нового дела Ходорковского и национализации компании, хотя предпосылок для этого не было, была эмоциональная критика премьер-министра, и это вызвало колоссальное падение акций компании.
То же самое, уверены эксперты, можно сказать и о последних заявлениях иностранных политиков по поводу роли России в грузино-южноосетинском конфликте. Их предложения изолировать страну как экономического партнера вряд ли осуществимы.
Не пугают аналитиков и предложения исключить Россию, к примеру, из G8. Так, Николай Берзон заметил, что Китай тоже не входит в это объединение, и это не мешает ему нормально развиваться.
Вступление России в ВТО тоже не является самоцелью. Для страны более важно присутствие на Востоке – Казахстане, Японии, КНР. Европа в то же время стоит на пороге переоценки своей внутренней политики, а высокий курс евро не способствует притоку в нее инвестиций.
«Вступление России в ВТО больше нужно Западу, чтобы проникнуть на ее внутренние рынки, однако это может пошатнуть ряд отечественных отраслей», – уверен Николай Берзон.
В то же время он считает, что заемные средства, которыми пользуется российский бизнес, могут сослужить стране плохую службу.
«Предприятия ввозят в страну валюту, и Центробанк покупает ее за рубли. В итоге в экономику вливаются дополнительные деньги, которые влекут инфляцию, – говорит он. – Как следствие, ЦБ повышает ставки рефинансирования и ограничивает доступ к ресурсам».
Он считает, что стоило бы облегчить получение кредитов для российских предприятий и ужесточить условия для иностранных инвесторов.
Насколько влияет мировой кризис на экономику России, по мнению аналитиков, сказать сложно. Это будет зависеть он глубины американского кризиса.
«Если ипотечный кризис вызовет падение строительной индустрии в США, упадет и спрос на энергоресурсы и металлы, а это скажется на российской экономике, – предупреждает профессор. – Развивающиеся страны, которым некуда будет сбыть свою продукцию, тоже станут покупать меньше сырья».
Кризис докатится и до России, но не скоро, добавляет Виктор Четвериков. Страна развивается примерно так же, как и мировая финансовая система, и к серьезной перестройке не готова.
Как бы то ни было, за последнее время из России было выведено около 7 млрд долларов. Правда, по словам экспертов, это происходит каждое лето, потому что россияне едут в отпуска за границу, они ежемесячно покупают 1,5–2 млрд долларов и вывозят их из страны.
«Политические риски вызывают более скачкообразный отток капитала», – говорит Четвериков.
Как правило, в таких случаях уходят спекулятивные деньги. Примерно половина иностранных денег в России являются прямыми инвестициями, они вложены в основные фонды предприятий, и их нельзя вывести за несколько дней. Страна заинтересована именно в долгосрочных инвестициях, говорит Четвериков.
Быстро уходят деньги фондового рынка. Индекс РТС с начало года потерял около 30%, и падение продолжается, в том числе и в последнюю неделю. Теряют и акции таких гигантов, как Газпром, Сбербанк, Норникель или ВТБ. Их сбрасывают не только западные, но и российские инвесторы.
Хотя для работы предприятий падение их акций некритично, уверены эксперты.
«Нет абсолютной корреляции между деятельностью предприятия и спекуляциями на фондовом рынке», – считает Берзон.
Естественно, если компания проводит дополнительную эмиссию и привлекает дополнительные средства, в ее интересах, чтобы акции стоили дороже. Но в последнее время российские предприятия и не проводят IPO.
«От падения котировок реальная экономика не пострадала, – успокоил Николай Берзон. – Потеряли только спекулятивно настроенные инвесторы».
Однако даже у этого процесса есть позитивная сторона, напоминает Берзон.
«Дешевые акции привлекают инвесторов, и они все равно вернутся на недооцененный российский рынок», – говорит он.
Но пока российский фондовый рынок на 70% зависит от настроений иностранных инвесторов. Среди соотечественников напрямую владеет акциями всего около 500 тысяч человек.