«Как бороться с нелегальным алкоголем?» – так звучала тема круглого стола, в котором приняли участие исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов и президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
За 11 месяцев 2007 года от случайных отравлений алкоголем в России умерло 19031 человек
Суть выступлений была в том, что надо кончать с региональной вольницей в области управления производством алкоголя. Иначе в стране будет и впредь расти выпуск нелегальной продукции, падать собираемость налогов и акцизов.
По оценкам экспертов, от 30% до 50% алкогольного рынка страны представлено «серым» товаром, т.е. нелегальным алкоголем, произведенным на заводских мощностях. По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА», в России в I полугодии 2008 года, к примеру, около 56% коньяка произведено из нелегального сырья.
Это не значит, что из плохого сырья. Просто из такого, закупки которого не учитываются в бухгалтерских документах, и, соответственно, не платятся в итоге положенные налоги.
Участники круглого стола не спешили резко осуждать всех производителей – те не от хорошей жизни часто идут на махинации. Налоговая политика государства нынче такова, что легальный алкоголь не может не быть достаточно дорог. Потребители же любят подешевле. Большинство ликеро-водочных заводов находятся в очень сложном состоянии и, чтобы выжить, вынуждены сбивать цены на свою продукцию «варварским» способом.
Но тем не менее объемы производства спирта продолжают падать. Хотя спрос на водку не снижается.
По словам Михаила Блинова, сейчас реальное потребление водки в России приравнивается к уровню 80-х годов.
Если считать это потребление по данным, предостовляемым налоговыми органами, то оно должно быть намного меньше. Получается, огромная часть алкоголя изготовлена нелегально. Такое производство не поддается никакому контролю и лицензированию. Кстати, иногда оно влечет за собой, помимо потерь бюджета, смерти потребителей – нелегальное сырье бывает разное.
Система ЕГАИС, по мнению Павла Шапкина, никак не помогает вычислить противозаконные действия. «Мне неизвестны факты, когда ЕГАИС вывел бы нарушения. Это такая система, которая существует ради самой себя. Не понятно, для чего она задумана», - сказал он.
Введение государственной монополии на производство алкоголя тоже не может ничего дать в плане контроля за рынком. Если у предприятия есть долги и оно не может залатать дыры в собственном бюджете, то неминуемо займется нелегальным производством. «В таком случае форма собственности ничего не может изменить. Исправить ситуацию может только контроль за производством», – говорит Шапкин.
Политика торговых сетей – одна из основных причин нелегального производства: акцизы растут, из-за этого розничные продавцы снижают закупочные цены. Получается, ситуация на рынке такова, что в выигрыше можно оказаться, только отказавшись от уплаты налогов.
Кроме того, по действующему закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» решение о необходимости декларирования розничной продажи спиртного принимают сами субъекты РФ. Не существует единой формы декларации. Во многих регионах именно эта норма закона и стала трамплином для теневиков.
Поэтому и Шапкин, и Блинов предлагают установить некую винно-водочную вертикаль: унифицировать требования на рынке, ввести общие системы декларирования для розницы. Участники круглого стола называют это одним из важнейших способов борьбы с нелегальным алкоголем.
Введение минимальных цен на алкогольную продукцию также может стать эффективной мерой. Юридически минимальная цена на алкоголь в России никогда не была установлена. «Минфин поддерживает механизм регулирования минимальных цен», – сообщил Блинов.
Минфин каждую весну сообщает, меньше какого значения не может стоить пол-литра в том случае, если она производилась легально, с уплатой всех положенных налогов и сборов. Эта цифра должна быть ориентиром и для покупателей – дешевле покупать просто опасно. По данным Национальной алкогольной ассоциации, за 11 месяцев 2007 года от случайных отравлений алкоголем в России умер 19 031 человек.
Теперь, судя по выступлениям представителей российских производителей спиртного, они не против, если эта минимальная цена будет ориентиром не только для покупателей или налоговиков, но и для правоохранительных органов.
Общий объем розничных продаж водки и ликеро-водочных изделий за январь - июнь 2008 года составил 90,5 млн декалитров (98,3% от соответствующего периода 2007 года). Общий объем розничных продаж вин виноградных за шесть месяцев 2008 составил 38,5 млн декалитров, что в денежном выражении составляет 73,2 млрд рублей. Общий объем розничных продаж пива за январь - июнь 2008-го составил 501 млн декалитров, или 104,9% от соответствующего периода 2007 года.
Таки образом, на круглом столе сошлись во мнениях, что для цивилизации рынка алкоголя в стране надо сделать две вещи: установить единые общероссийские правила и заставить их всех соблюдать, в том числе преследуя производителей и продавцов продукции, цена которой будет меньше утвержденного в центре минимума.
Теперь слово за законодателями. В среду на круглый стол приглашенные депутаты не пришли.