Евгений Ясин вынудил Алексея Улюкаева разгорячиться и рассказать про спор с членом правительства про инфляцию. Ясин говорил просто: не верьте, мол, Улюкаеву, когда он обещает низкую инфляцию по итогам года.
Если производительность труда выросла на 8,5 процентов, то значит, укрепление валюты до 8,5 процентов не является проблемой для экономики
Улюкаев распалялся и доказывал свою правоту.
Тогда Ясин сказал, что он понимает положение высокопоставленного чиновника, который вынужден говорить и утверждать то, чего не думает. И Улюкаев взорвался.
Он сказал, что абсолютно уверен – инфляция будет ниже 12 процентов. Добавил, что не все в правительстве разделяют его точку зрения, и он даже поспорил с «одним из членов», а теперь может заключить пари и с Ясиным.
«Я готов (спорить) и на бутылку, и больше, и на ящик готов», – вполне серьезно говорил первый зампред ЦБ.
Самое интересное – Улюкаев знает, как не только до 12 процентов инфляцию сбить, но и валить ее дальше, и он уверен, что его проверенный мировым опытом рецепт сработал бы. В прямом эфире он рассказал, кто и почему не позволяет ему этот рецепт применить.
«Если бы ЦБ ушел с валютного рынка... рубль бы стал укрепляться и (1 доллар) достиг не 23 рублей, и не 22, 21 рубля … дальше не буду называть цифры. Это бы было мощным механизмом сдерживания инфляции», – сказал он. По словам Улюкаева, один процент укрепления национальной валюты дает снижение инфляции на 0,4 процента. Но ЦБ на это не может пойти потому, объяснил Улюкаев, что многие члены правительства еще считают, что укрепление рубля нанесет вред конкурентоспособности производителей.
«Правда, я не понимаю, почему ЦБ должен отвечать за рост производительности труда, за снижение себестоимости и повышение качества продукции на предприятиях», – посетовал зампред Банка России.
Укрепление рубля действительно сразу повысит цену продукции, которую производят отечественные мастерские и фабрики – зарплату платить и сырье покупать ведь придется уже более тяжелым рублем. Правда, есть другая сторона медали – сильный рубль позволит покупать за рубежом дешевле технологии и оборудование. Это неактуально для США – они сами продают технологии, но было бы выгодным для России с ее изношенными основными фондами.
Однако большая часть предприятий не готова направить усилия на повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, обучения работников, покупки оборудования.
Напротив, лоббируются таможенные запреты, чтобы, к примеру, завозимые автомобили стоили минимум на 40 процентов дороже в России, чем в Европе, а россияне бы покупали «Жигули». Это нормальная практика для любой страны на период, пока свои производители встанут на ноги. Но если этот период затягивается – начинается инфляция. Что мы и видим.
«Если производительность труда выросла на 8,5 процентов, то значит, укрепление валюты до 8,5 процентов не является проблемой для экономики», – говорил в эфире Улюкаев.
Самое любопытное же в споре Ясина и Улюкаева вот в чем. Пари между ними действительно было заключено в ночь с 31 июля на 1 августа. Но почему зампред ЦБ так уверен, что выиграет ящик спиртного?
Напрашивается только один ответ. Резко усилить рубль ему не позволят. А до какого-то предела – наверняка, иначе инфляция будет даже не 13–14 процентов, как говорит Ясин, а процентов под двадцать.
Любопытно, каков же будет этот предел? Вряд ли 21 или даже 22 рубля за доллар. Похоже, что доллар по отношению к рублю опустится чуть ниже 23.
Правда, уже в начале будущего года придется идти на дальнейшее укрепление национальной валюты, и есть надежда увидеть в ближайшие месяцы, как доллар падает к рублю ниже 22, 21…