На заседании президиума правительства в понедельник премьер-министр России Владимир Путин потребовал навести порядок в сфере трансфертного ценообразования. Он вновь указал на «Мечел», который экспортировал сырье через офшоры по заниженным ценам.
К 15 сентября будет готов законопроект, который предписывает уплачивать налоги с рыночной цены
«Я уже упоминал прямо на совещании – одна из компаний продает свою продукцию на внешний рынок в несколько раз дешевле, чем внутренние цены. При внутренней цене 4100 рублей продают за границу себе же самим, своим собственным офшорным компаниям, в данном случае в Швейцарию, по цене 1100 рублей, то есть в 4 раза дешевле», – цитирует слова Путина«Интерфакс».
Это, в свою очередь, снижение налогооблагаемой базы внутри страны, уход от налогов, создание дефицита на внутреннем рынке и, значит, рост цен на металлургическую продукцию, считает премьер. При этом он добавил: «Не должно быть никакой кампанейщины. Работа должна быть спокойная, ритмичная, в рамках запланированных мероприятий».
Переняв эстафету, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что к 15 сентября будет готов законопроект, который не ограничивает свободное ценообразование, но предписывает уплачивать налоги с рыночной цены, передает РИА «Новости».
Денежные власти неоднократно подчеркивали, что трансфертное ценообразование – при сделках в рамках подразделений одной компании или группы компаний – используется для ухода от налогов, таможенных пошлин и сокрытия истинной прибыли.
Больше 10 лет идет спор между Минфином и крупным бизнесом о том, как и стоит ли вообще государству отслеживать трансфертные цены. Минфин доказывает, что сделки между взаимозависимыми структурами часто совершаются только для того, чтобы не платить налоги. Бизнес упирает на свободу предпринимательства. Замминистра финансов Сергей Шаталов за последние 15 лет подготовил, кажется, уже десяток вариантов законопроектов, суть каждого из которых в одном: платить налоги надо с реальной цены, а не с той, которую декларирует, скажем, нефтедобытчик, продавая сырье своему же заводу. Но каждый раз шаталовские инициативы встречают серьезный отпор.
На этот раз, похоже, министр Кудрин правильно выбрал момент для продвижения законопроекта – на волне интереса к «Мечелу» в частности и к занижению стоимости сделок через регистрацию их в офшорах вообще. Пользуясь футбольной терминологией, можно сказать, что Кудрин перехватил мяч от Путина, дал пас Шаталову и теперь замминистра должен прицельно пробить по воротам любителей трансфертов.
Сергей Шаталов ранее заявлял, что при подготовке законопроекта по борьбе с трансфертным ценообразованием Минфин предлагает в 2009 году контролировать цены во взаимосвязанных сделках свыше 100 млн рублей, а затем в течение 4–5 лет снизить этот порог до 20 млн рублей.
Были скорректированы и принципы взаимозависимости. Минфин, в частности, предлагал прописать, что суд может признавать взаимозависимыми участников простого товарищества, учредителя доверительного управления и доверительного управляющего.
Газете ВЗГЛЯД удалось получить комментарий Сергея Шаталова. Он рассказал, что относительно взаимозависимых лиц в настоящее время ничего принципиально нового не предлагается. А вот что касается определения рыночной цены, то здесь все будет зависеть сразу от нескольких факторов.
«Каков характер сделок, массовый ли это товар или нет и так далее», – пояснил замминистра.
Если цена попадает в соответствующий диапазон цен, то она признается рыночной, если не попадает, то налогоплательщик доказывает, что она рыночная. Шаталов не стал конкретизировать, как теперь будет определяться диапазон цен – по средней цене на товарно-сырьевых биржах плюс-минус определенный процент или по-новому.
«В данном случае возможна дискуссия», – сказал он в ответ на вопросы корреспондента газеты ВЗГЛЯД.
«Определение рыночной цены будет зависеть и от применяемого метода, который наиболее подходит в том или другом конкретном случае», – добавил Шаталов.
Иными словами, до середины сентября предстоят трудные переговоры Минфина и бизнеса, скорее всего в лице РСПП. На этот раз фора у Минфина. Потому что на трансфертное ценообразование указал Владимир Путин, в том числе как на одну из причин инфляции в стране.