Впрочем, даже опытному английскому судье вряд ли удастся избавить процесс от налета комичности. Тем более что Березовский готов действовать в любом жанре, лишь бы дело имело огласку.
Это была первая небольшая стычка, без явных победителей и проигравших, в деле, которое потенциально станет очень крупным
Некоторое недоумение вызывает сама суть иска. Березовский добивается компенсации за акции телеканала ОРТ и другие активы, которые он уступил Роману Абрамовичу в 2000 году. По словам опального олигарха, ниже рыночной стоимости. Надо как-то объяснить, зачем было дешевить. Вот и появились формулировки про «незаконное запугивание» и «незаконные угрозы». Но появились даже не на первом заседании Высокого суда.
До этого Борис Березовский утверждал в исковом заявлении, что в 2000 году на юге Франции он и его недавно умерший партнер Бадри Патаркацишвили уступили Абрамовичу свои доли в капитале нефтяной компании «Сибнефть», в РУСАЛе и телеканале ОРТ (Первый канал). Иначе Абрамович якобы грозил изъять акции государственными органами. И вот теперь Березовский хочет вернуть от Абрамовича 2 млрд фунтов стерлингов (около 3,8 млрд долларов).
В английском суде трудно объяснить, почему надо было ехать на юг Франции, зачем встречаться с Абрамовичем, выслушивать его претензии и, главное, чего было бояться настолько, чтобы сразу согласиться отдать акции за бесценок. Но формулировки про запугивание выглядят тоже очень неубедительно, не имеют никаких доказательств, а потому судья их и отверг.
Комедийность происходящей разборке олигархов придает и то, как нелепо пытается Березовский использовать в суде намеки вместо фактов, и то, как цинично Абрамович игнорирует претензии, а в узком кругу говорит, что вообще переплатил за акции, и то, как Борис Абрамович гонялся по Лондону за Романом Аркадьевичем, чтобы вручить тому повестку в суд. Гонялся не один месяц, пока не настиг его по наводке своих агентов в одном из магазинов. Абрамович тогда сделал вид, что не заметил Березовского. Но Березовский бросил ему под ноги повестку. Это, кстати, чисто английское правило – повестку в суд можно действительно бросить под ноги вызываемому, после чего суду достаточно будет свидетельств очевидцев, чтобы послать за ответчиком полисменов.
Очевидцев, кстати, не оказалось. Может быть, потому, что участников скандала в Лондоне вообще мало кто знает в лицо. Но Абрамович не стал дожидаться, чтобы полиция сняла показания видеокамеры наблюдения, и послал своих адвокатов в суд.
Лондонцы наутро прочитали в газетах заметку про нравы русских олигархов.
Однако четверговый разбор в Высоком суде имел не только комедийные нотки. Судья Дэвид Маки внимательно изучил представленные документы, проанализировал уже выслушанные показания. И по принятому в английском праве обычаю не просто отклонил поправки Березовского, но и дал совет его адвокатам: «У господина Березовского остается возможность выдвинуть против господина Абрамовича обвинения в мошенничестве, если так порекомендуют его адвокаты», – сказал Дэвид Маки. После чего засуетились адвокаты Абрамовича. Во всяком случае, они не повторили в четверг то, что говорили на предыдущих заседаниях: претензии Березовского бесперспективны и потому они подадут ходатайство о прекращении дела ввиду отсутствия шансов на успех истца.
Если теперь Березовский сможет выдвинуть обвинения в мошенничестве, то суд из комедии может превратиться если не в трагедию, то уж в мелодраму точно. Потому судья Маки назвал произошедшее на заседании «первой небольшой стычкой, без явных победителей и проигравших, в деле, которое потенциально станет очень крупным», цитирует его BBC.
Борису Березовскому есть за что бороться. По сравнению с Романом Абрамовичем он просто нищий. Состояние Березовского оценивается примерно в 500 млн фунтов стерлингов, а Абрамовича – в 10,8 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, Березовский в России обвиняется по 12 уголовным делам.