Прогнозы Министерства экономического развития и торговли гласят, что энергосырьевой сценарий развития России почти исчерпан. Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина рассматривает как стимул к инновационному развитию экономики снижение налогового бремени на предприятия. В министерстве исходят из того, что у малого бизнеса должны появиться ресурсы для инвестирования в инновационные проекты, НИОКР, человеческий капитал, поясняет министр.
Заменять НДС на налог с продаж – это достаточно рискованный шаг, который повлечет негативные последствия
При этом она считает, что заменять НДС на налог с продаж не стоит. «Заменять НДС на налог с продаж – это достаточно рискованный шаг, который повлечет негативные последствия», – пояснила она.
Впрочем, такова и мировая тенденция. С 1997 года количество стран, которые перешли на НДС вместо налога с продаж, увеличилось с 48 до 120.
По словам главы МЭРТ, правильнее снижать налог на добавленную стоимость, четко подсчитав, во что это выльется для бюджета и экономики. Впрочем, для последней, считает министр, это шаг позитивный.
«Снижение ставки НДС до 12–13% даст ресурсы для развития бизнеса и выхода его из тени, – уверяет Набиуллина. – Вопрос, когда принимать решение и в каких размерах».
По мнению руководителя МЭРТ, незначительное снижение НДС на 1–2 % положительного эффекта не даст.
«Имеет смысл говорить о снижении, которое может реально мотивировать предприятия на инвестирование в инновации», – считает она.
Сейчас не более 10% российских предприятий внедряют инновационные технологии в производство. В Европе – 40–50%.
Глава Минфина Алексей Кудрин подходит к вопросу о снижении налоговой нагрузки на бизнес более сдержанно. Он ведет речь о снижении НДС лишь на 2% или даже меньше. Это, по словам министра финансов, и так повлечет потерю 2% ВВП – а это, ни много ни мало, годовое содержание оборонных структур, или бюджет Пенсионного фонда за год, или объем финансирования строительства дорог в 2009 году.
Гибкость налоговой системы пока мала, считает Кудрин. Восстановление выпадающих доходов, по подсчетам экспертов, произойдет через 8–12 лет.
«Когда говорят о снижении налогов, надо думать, как сбалансировать выпадающие доходы», – напоминает он.
Так или иначе, но председатель правительства РФ Виктор Зубков поручил министерствам представить варианты планов по снижению налоговой нагрузки на бизнес к августу текущего года. Так что Минфин этот вопрос тоже прорабатывает, но обещает изменения ставки не раньше 2010 года.
«На наш взгляд, степень подготовки этого вопроса минимальная, – считает Кудрин. – В ближайшие недели решение по снижению НДС принято не будет. Это произойдет не раньше конца лета. А внедрение новой ставки возможно в период с 2010 по 2012 год».
Эльвира Набиуллина по этой позиции с Минфином согласна.
«Если решение о снижении ставки НДС будет принято не раньше августа, то ее внедрение произойдет с 2010 года», – подтверждает она.
Глава РСПП Александр Шохин, однако, по-прежнему настаивает на том, что НДС снижать нужно уже с 1 января следующего года. Правда, на коллегии МЭРТ в этот раз не звучала цифра в 10% – именно до этого предела бизнесмены хотели раньше понизить ставку НДС.
«Налог на добавленную стоимость можно и нужно снизить с 1 января 2009 года, – уверяет он. – Объем ВВП снижаться будет, зато расширится налоговая база».