Глава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов, рассказывая о документе, выделил несколько направлений. Среди них – снижение налогового бремени, в частности НДС, развитие правоприменительной практики, прекращение необоснованного повышения заработной платы без роста производительности труда.
Для начинающих предприятий в регионах нужно создавать фонды, которые бы давали им стартовые займы
Пока в России трудно бороться с монополизмом нефтяной отрасли и конкурировать с вертикально интегрированными компаниями. В Европе, по словам Борисова, их предпочитают разделять, чтобы они были лишены возможности торговать в розницу и мешать малым предприятиям.
Отметил он и большую долю теневого импорта в ущерб российским предприятиям легкой промышленности, а также потребность в бизнес-инкубаторах – пока их не больше 60 при потребности не менее 600.
Но одной из основных проблем развития малого бизнеса был и остается старт, когда не на что начать дело или нечего предоставить в залог банку при обращении за кредитом.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров уверен, что банки – это не единственный механизм, мало того, они не могут создать финансовый ресурс для стартующих или расширяющихся предприятий. Поэтому, считает чиновник, нужно создавать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства – гарантийные и специализированные фонды.
«Для начинающих предприятий в регионах нужно создавать фонды, которые бы давали им стартовые займы, а также гарантийные фонды для предоставления залогового обеспечения», – предлагает Шаров.
Например, в Москве за полтора года с помощью гарантийного фонда малые предприятия получили кредитов на общую сумму 5 млрд рублей. Но это не показатель, потому что в субъектах возможности получить деньги таким путем практически нет.
Еще более важный вопрос заключается в том, что до 1 января 2009 года должна пройти приватизация муниципального имущества. У двух третей малых предприятий нет своих помещений, и как минимум половина из них окажется на улице, когда их офисы перейдут в чью-то собственность.
Шаров выступает за идею льготной приватизации помещений, которые малые предприятия добросовестно арендуют не менее трех лет, а также за целевое выделение земли под строительство офисов экономкласса.
«Это должна быть системная долгосрочная программа на 10 лет, чтобы каждое малое предприятие имело хотя бы 100 квадратных метров собственной площади», – говорит он.
Особой строкой предприниматели выделяют проблему обуздания проверяющих органов. По данным Департамента госрегулирования МЭРТ, малый российский бизнес платит им «дань» в размере 1,5 трлн рублей ежегодно.
В связи с этим в законопроекте «О проверках» предложены три новации: результаты первой проверки не должны служить основанием для штрафных санкций, контролирующие органы могут выполнять проверку в течение обозначенного квотой времени, и если она была проведена с нарушениями, то ее результаты должны быть признаны недействительными. Этот закон можно было бы принять в течение этого года.
Болезненным вопросом остается присоединение предприятий к электросетям и газовым коммуникациям. Как правило, малые предприятия, которым нужен объем электроэнергии меньше 10 ГВт, получают отказ. Суммарная цена вопроса для них – 43 млрд рублей в год. У газовиков вообще нет тарифов, только отдельные договоры.
В настоящее время малый бизнес создает 17% годового ВВП силами 4 млн субъектов предпринимательства. Даже если десятая часть предложенной программы будет принята, то к 2020 году в стране будет не менее 10 млн малых предприятий, в которых будет задействовано до 70% граждан, и они будут создавать до 40% ВВП.
Кроме того, доля частного здравоохранения, образования и социальных услуг должна по сравнению с нынешней вырасти в 12 раз, а предприятий малого инновационного бизнеса – не менее чем в 10 раз.
Доработана эта программа будет в течение полутора месяцев.