Продажа автомобилей в 2009 году в России может снизиться, по оптимистичному прогнозу, на 15%, а по пессимистичному – на 45%.
В конце января, когда закончатся новогодние и рождественские скидки, можно будет увидеть реальное соотношение спроса и предложения
Об этом заявил в среду в торгово-промышленной палате РФ на 17-й международной автомобильной конференции руководитель группы по работе с автомобильными компаниями PricewaterhouseCoopers Стенли Рут.
По его словам, в 2009 году может быть реализовано около 3,2 млн автомобилей. При этом он отметил, что окончательный результат 2008 года, «несмотря ни на что, будет нормальным», пишет ПРАЙМ-ТАСС.
Многие аналитики подтверждают, что 2008 год Россия закончит в плюсе. Предположительно, рост составит 10–15%. В плане спроса наиболее тяжелым будет следующий год. По прогнозам специалистов, существенно упадет спрос и на бюджетные машины, и на автомобили класса «премиум».
Рут также заявил, что в России ситуация на автомобильном рынке «совсем иная», чем в других странах. Основную проблему составляют кредиты. Увеличение кредитной ставки существенно влияет на продажи автомобилей.
Он отметил, что в 2009 году средняя цена на автомобили снизится до 20 тыс. долларов (в первом полугодии 2008 года она составляла 22 800 долларов). Цены же на иномарки, собранные в России, по мнению Рута, должны вырасти.
Действительно, в настоящее время можно наблюдать процесс массовых скидок по всему миру (и в России в том числе), однако, по мнению аналитика «БрокерКредитСервиса» Севастьяна Козицына, ситуация может измениться через месяц–полтора.
«В будущем все будет зависеть от того, насколько глубоким будет спад. В конце января, когда закончатся новогодние и рождественские скидки, можно будет увидеть реальное соотношение спроса и предложения. Но пока сложно загадывать», – сказал Козицын газете ВЗГЛЯД.
Кроме того, надо учесть повышение таможенных пошлин на ввоз машин из-за рубежа как компаниями, так и частными лицами. Подсчитано, что это даст прибавку к цене машин в 4–6%.
Еще производители уже объявляют о грядущем повышении цен на свою продукцию в рублях. Прежде всего те производители, которые платят зарплаты своим сотрудникам в стремительно дорожающих евро и йенах. Но и те, кто выпускает продукцию на территории РФ, тоже не обещают снижения цен, хотя рубль дешевеет.
Ситуация с ценообразованием на машины, таким образом, сейчас столь запутанна, что любые прогнозы на этот счет подвергаются сомнению. В том числе прогнозы PricewaterhouseCoopers.
В конце своего доклада Стенли Рут сделал прогноз, что автомобильный рынок в России вернется к показателям двухлетней давности, то есть к уровню 2006 года. Рынки же развитых стран могут вернуться к показателям десяти–двадцатилетней давности.
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), продажи машин в Европе в ноябре упали на 25,8% по отношению к тому же месяцу 2007 года – до 932,5 тысяч с 1,25 млн машин. Столь существенное падение продаж наблюдалось только в 1993-м и 1999 годах.
По данным ACEA, по сравнению с октябрем, когда было продано 1,13 млн машин, падение составило около 16%, а за 11 месяцев продажи составили 13,78 млн автомобилей, что на 7,1% меньше, чем год назад. Рост количества продаж в ноябре был отмечен только в трех странах Европы: Польше, Финляндии и Чехии.