Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил в правительство пакет мер по минимизации последствий кризиса для российской экономики и предложения о реализации энергосберегающего потенциала страны.
РСПП предлагает увеличить предельный размер доходов, дающий право предпринимателям использовать упрощенную систему налогообложения, до 60 млрд рублей
Как говорится в официальном сообщении РСПП, предложения были доработаны с учетом обсуждения, которое состоялось в конце ноября на заседании правления РСПП. Тогда на повестке дня стоял вопрос о предложениях к правительству по минимизации последствий кризиса, а также повышении энергоэффективности экономики страны.
В доработанном документе, переданном в Белый дом, предлагается сконцентрироваться на нескольких направлениях политики по минимизации влияния кризиса на российскую экономику. В их числе предоставление широкой государственной поддержки компаниям реального сектора экономики, повышение прозрачности и доступности механизмов государственной поддержки, в том числе для малого и среднего бизнеса, а также повышение уровня доверия внутри бизнес-сообщества (а также и между бизнесом и государством).
В РСПП считают, что доступ частных банков к системе господдержки банковского сектора необходимо расширить, увеличить роль бизнеса в подготовке и обсуждении мер антикризисной политики, в том числе увеличить и вопросы институционализации такого участия, и, наконец, надо повысить предсказуемость государственной политики в данном направлении и обеспечить оперативность принятия решений.
Союз также предлагает ускорить ликвидацию товарных запасов за счет стимулирования потребления, в частности за счет госзакупок и формирования госрезервов, устранять «узкие места», которые обеспечивают необоснованный рост издержек в отдельных отраслях. Последним пунктом идет обеспечение условий для ускоренного возобновления экономического роста в России по сравнению с зарубежными странами-конкурентами.
В числе предложений, относящихся к финансовой или «банковской» части, – снижение нормативов рисков Банком России и при надзоре за банковской системой, и при рефинансировании.
Так, в документе предлагается установить мораторий до 1 июля 2009 года на применение к банкам одного из ключевых нормативов рисков ЦБ — Н6 «Размер риска на одного заемщика или группу заемщиков», а также норматива Н3 по уровню текущей ликвидности, модифицировать его из норматива 30-дневной ликвидности в норматив на 90 дней.
Иными словами, это означает ослабление надзора за рисками во всей банковской системе на полгода.
РСПП также предлагает вернуться к идее рефинансирования ЦБ кредитов ООО и по ряду других кредитов, расширить обязательства госкомпаний, в том числе ТГК.
Еще одно предложение – введение стопроцентной гарантии депозитов Агентством по страхованию вкладов без лимита их размеров. В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) гарантирует депозиты на сумму до 700 тыс. рублей на дебитора-физлицо, что покрывает порядка 98% депозитных счетов.
Особое внимание в списке 62 конкретных мер отводится поддержке реального сектора экономики. Среди новых предложений РСПП возможность предоставления финансовых ресурсов крупным компаниям, испытывающим затруднения, посредством покупки привилегированных акций компаний при условии объявления компаниями на время предоставления госсредств моратория на выплату дивидендов и моратория на проведение сделок по слияниям и поглощениям.
Также предлагается предоставлять кредиты предприятиям реального сектора в виде приобретения облигаций, кредитование средствами ЦБ путем предоставления таких средств через размещенные в уполномоченных банках субординированные депозиты ЦБ либо на основе эмиссии привилегированных акций.
Отдельной строкой проходит комплекс мер налогового стимулирования. В частности, РСПП предлагает увеличить предельный размер доходов, дающий право предпринимателям использовать упрощенную систему налогообложения, до 60 млрд рублей, отменить практику выплаты НДС при получении аванса по сделкам на внутреннем рынке, сократить срок возврата НДС экспортерам и НДС по капитальным вложениям до 1 месяца, увеличить размер субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, полученным в российских банках, до 100% ставки рефинансирования ЦБ.
Кроме того проект антикризисных мер предполагает введение рассрочки уплаты НДС при импорте оборудования, не производимого в России, возможность увеличения авансирования по гособоронзаказу и введение налоговых льгот для инвестиционных проектов. В РСПП также поддерживают снижение НДС до 12%. В документе отмечается, что эта мера «будет способствовать развитию внутренне-ориентированных обрабатывающих отраслей со значительным числом рабочих мест и высокой инвестиционной активностью».
Между тем, как заявил в конце ноября помощник президента России Аркадий Дворкович, вопрос о снижении НДС можно будет обсуждать в начале 2009 года.
Аналитики объясняют неспешность правительства, которое не обещает скоро резко сократить те же налоги, просто: план РСПП не увязан с макроэкономическими, государственными задачами, которые должен решать Кабинет министров.
«Направленный в правительство список антикризисных мер РСПП проработан с точки зрения помощи реальному сектору, но по отдельным пунктами весьма далек от выполнения, – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Калита-Финанс» Анна Первинкина. – В особенности странно даже рассчитывать на принятие правительством таких мер, как понижение НДС до 12% и увеличение до 100% гарантий по вкладам граждан во всех банках. Ведь очевидно, что стопроцентная гарантия будет стимулировать нечестную конкуренцию среди банков. Это может спровоцировать завышение ставок до пределов сверх здравого смысла, что будет только привлекать новых вкладчиков, таким образом, будут образовываться всё новые и новые «пузыри» типа МММ. Также очень размыта формулировка «введение трехлетнего моратория на принятие законов, ухудшающих финансовое положение предприятий», под которой можно отклонять весьма необходимые в ближайшем будущем законы».