Июньская инфляция съела банковские вклады. Рублевые депозиты в 15 крупнейших российских банках показали отрицательную доходность – от минус 0,67 до 0,29%.
Если, например, ставка 8%, то инфляция в год не должна превышать 8%, а для месячного вклада она должна быть не выше 0,66% в месяц
По данным Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон», причиной падения доходности стала высокая инфляция за июнь – 1% по сравнению с 0,3% за тот же период прошлого года.
Эксперты центра проводили исследование на основе данных Сбербанка, ВТБ, Банка Москвы, Росбанка, «Уралсиба», Газпромбанка, Райффайзенбанка, Альфа-Банка, банка «ВТБ Северо-Запад», «Возрождение», ВТБ-24, Импэксбанка, Ситибанка, банка «Петрокоммерц», «УРСА Банка».
Валютные вклады почти не пострадали, хотя покупательная способность долларовых накоплений снизилась. В июне она сократилась на 0,8–1,08% в зависимости от срока вложения, для сбережений в евро – на 0,84–1,08%.
Для тех, кто хранил деньги в наличных, все сложилось еще хуже – покупательная способность таких сбережений упала на 1,32% в долларах и на 1,28% в евро.
В годовом исчислении наличные долларовые накопления обесценились на 12,13%, суммы в евро – на 5,83%.
По данным исследования, самую высокую доходность в июне показали вложения в фондовый рынок.
В зависимости от вида ПИФа и управляющей компании рублевая доходность паевых фондов колебалась от минус 3,07 до 10,58%.
Рынок недвижимости продолжает стагнировать. В связи с этим рублевая доходность вложений в этот сектор снизилась на 2,21%. В годовом исчислении она остается положительной – 6,47%. Обезличенные металлические счета также не порадовали своих владельцев, показав доходность на уровне 0,79%.
«Доходность вкладов в июне падала в соответствии с длительностью депозита. В исследование были включены вклады на месяц, три месяца, полгода и год. Результаты соответствовали практике банков: самая низкая ставка на короткие вложения – один месяц, по ним ниже доходность», – объяснила газете ВЗГЛЯД директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова.
Чтобы вклады хотя бы не съедались инфляцией, нужно, чтобы ее годовой рост соответствовал ставке по вкладам.
«Если, например, ставка 8%, то инфляция в год не должна превышать 8%, а для месячного вклада она должна быть не выше 0,66% в месяц», – говорит госпожа Матросова.
Банкиры цифрам не верят. «Вкладчики не могут быть в убытке, на вклады начисляются проценты, которые вычисляются сложным путем, но в итоге эффективная ставка все равно выше инфляции», – убежден начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов.
«Кроме того, динамика роста количества вкладов говорит об обратном», – добавил он.
В пресс-службе Росбанка выслушали вопрос и сказали, что недавно повысили ставки. «18 июня, в среднем на 0,6% по всей депозитной линии», – объяснили газете ВЗГЛЯД.
По словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, все дело в том, что при подсчетах используются разные цифры. «Официальная инфляция составляет 10,5%, она подсчитывается по средней потребительской корзине, в которой много разных параметров и не учитываются цены на жилье, машины, – рассуждает господин Солодков. – Денег у людей стало больше, но в реальном исчислении их покупательная способность стала меньше».
«При подсчете ставок банки ориентируются на официальные показатели инфляции, а фактически она достигает 25–30% в год», – добавил он.