Первый вице-премьер России Сергей Иванов представил своего коллегу по правительству Сергея Нарышкина в качестве будущего председателя совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.
Назначение министра обороны на пост председателя совета директоров ОСК выглядело бы логично, так как военное судостроение сейчас имеет определяющее значение для отрасли
В пятницу в Росимуществе газете ВЗГЛЯД сообщили, что ранее ведомство внесло в профильную правительственную комиссию кандидатуру министра обороны Анатолия Сердюкова на пост главы совета директоров ОСК.
Первой кандидатурой на эту должность был сам Сергей Иванов. Окончательную ясность в ситуацию внесет президент. Глава совета директоров ОСК будет назначен указом Владимира Путина.
О создании Объединенной судостроительной корпорации было объявлено на совещании по реформированию судостроительной отрасли 9 марта 2007 года. ОСК объединит все государственные активы в отрасли. Генеральным директором госкорпорации станет советник президента Александр Бурутин.
Речь идет о 100%-ных пакетах в госпредприятиях и обо всех долях в частных компаниях. Кроме того, в холдинг войдут проектно-конструкторские бюро.
Судостроение реформируется по примеру авиастроения, где создается Объединенная авиастроительная корпорация. В ходе реформы отрасли создаются три субхолдинга по территориальному признаку: Северный на базе северодвинских предприятий, Западный на базе Санкт-Петербурга и Калининграда, а также Дальневосточный субхолдинг. Центры судостроения будут подчиняться ОСК.
Координировать деятельность судостроителей и курировать ход реформы будет Сергей Нарышкин.
«Правительство будет рекомендовать на пост председателя совета директоров Объединенной судостроительной корпорации вице-премьера правительства Сергея Нарышкина», – объявил в пятницу Сергей Иванов.
Назначение министра обороны на пост председателя совета директоров ОСК выглядело бы логично, так как военное судостроение сейчас имеет определяющее значение для отрасли. Объем заказов предприятий судостроительной корпорации составит порядка 12 млрд долларов. Значительную часть поступлений обеспечивает выполнение военных контрактов.
Но судостроители не удивлены решением правительства. Реформа судостроения предусматривает смещение акцента на гражданские заказы. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Минпромэнерго настаивает на строительстве в России верфей, способных производить танкеры, крупнотоннажные суда и шельфовые платформы.
По словам менеджера одного из петербургских судостроительных заводов, сейчас порядка 98% гражданских судов для России строится за рубежом.
«Перед ОСК поставлена задача работать в реальном секторе, почему во главе компании должен стоять министр обороны? – задается вопросом источник газеты ВЗГЛЯД в отрасли. – Совкомфлот и Газпром финансируют гражданские заказы гораздо лучше, чем финансируются военные заказы. Военное судостроение – это не совсем бизнес. Это во многом политика».
Менеджер из Санкт-Петербурга, ранее работавший с Анатолием Сердюковым, уверен, что отказ от его кандидатуры не связан с тем, что министр обороны не имеет профильного опыта. «Это не помешало ему занять пост министра обороны, – напоминает источник. – У Сергея Нарышкина тоже нет опыта работы в отрасли. Он не нужен чиновникам такого уровня. У них есть штат советников, которые прекрасно разбираются в тонкостях судостроения».
По словам Сергея Иванова, в Объединенную судостроительную корпорацию включаются только государственные активы. «Государство не будет поглощать частные судоверфи», – заявил первый вице-премьер. Сотрудник петербургского судостроительного завода уверен, что цель этого заявления – успокоить инвесторов.
«Тем не менее, все понимают, что произойдет, – констатирует специалист. – Доли государства в судостроительных предприятиях и все ФГУПы внесут в ОСК. Потом частные акционеры отдадут свои пакеты за долю в Объединенной корпорации и получат несколько процентов акций ОСК».