Российские автомобилестроительные заводы обвиняют калининградский «Автотор» в дискриминации. Производители машин направили к премьер-министру России Михаилу Фрадкову обращение, в котором содержится требование «пересмотреть правила предоставления льгот при ввозе на таможенную территорию РФ автомобилей из Калининградской области».
Подписи под письмом поставили менеджеры корпораций «КАМАЗ», ГАЗ, «Северсталь-Авто», ЗИЛ, «Иж-Авто» и «АвтоВАЗ
Калининградский автомобилестроительный завод «Автотор» собирает машины Kia, BMW, модели американского концерна General Motors – Chevrolet, Cadillac, Hummer, а также китайские автомобили Chery и Yuegin.
Все автомобили выпускаются в режиме крупноузловой сборки, которая не предполагает сварку и окраску. Полный цикл, включающий эти процессы, на предприятии работает только в отношении автомобилей Kia Sportage.
«Автотор» располагает двумя автосборочными производствами. Капиталовложения в производственные мощности превысили 250 млн долларов. Планируемый объем производства на 2007 год – 180 тыс. автомобилей. К 2010 году завод будет выпускать до 1 млн авто в год.
Предприятие работает в соответствии с федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Этот закон вступил в силу с 1 апреля 2006 года. В зоне применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога уменьшена на 50%).
Кроме того, постановление правительства от 24 мая 2007 года о реализации закона об ОЭЗ в Калининградской области позволяет региональным производителям автомобилей осуществлять в течение десятилетнего переходного периода беспошлинный ввоз на таможенную территорию России автомобилей, «не подвергнутых достаточной переработке», утверждают авторы обращения к Михаилу Фрадкову.
Подписи под письмом поставили менеджеры корпораций «КАМАЗ», ГАЗ, «Северсталь-Авто», ЗИЛ, «Иж-Авто», «АвтоВАЗ», а также представители Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов.
Лишение «Автотора» льгот предполагает, что контракты по сборочным производствам в России должны обязательно включать в производственный процесс сварку и окраску. Сейчас эти процессы исключены из производственной цепочки на «Автоторе». Компании нужно либо налаживать сварку и окраску, либо ввозить компоненты за полную таможенную стоимость.
По мнению конкурентов «Автотора», льготный режим работы калининградского предприятия нарушает «равные условия конкуренции автопроизводителей». «Такие условия для компаний из Калининградской области приводят к возникновению недобросовестной конкуренции по отношению к другим российским компаниям, инвестирующим в создание производств с высокой степенью переработки. Такая существенная преференция зарегистрированному в регионе предприятию самым негативным образом скажется на инвестиционном климате в автомобильной отрасли, в особенности в области производства автокомпонентов», – говорится в письме представителей автомобилестроительной индустрии к Михаилу Фрадкову.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, вопрос о лишении «Автотора» преференций поднимался неоднократно. Соответствующее решение правительство приняло еще в апреле текущего года, но предполагалось, что оно не будет распространяться на уже заключенные контракты. Новые поправки предполагают убрать этот пункт. Ранее председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков рассказывал, что письмо с требованием лишить предприятие льгот написал депутат Госдумы Сергей Глазьев. Владимир Щербаков утверждает, что отмену пункта, в котором говорится о реализации заключенных контрактов на условиях, оговоренных в момент заключения, пролоббировали конкуренты. «Речь идет о том, что в результате корпоративной войны одна компания, пользуясь своими политическими связями и, скорее всего, крупными деньгами, пытается закрыть своих конкурентов», – считает глава «Автотора».