Экономика

29 июня 2007, 14:23

Валерий Шатаев о билетах на поезда

Фото: ИТАР-ТАСС

«Российские железные дороги» выходят на новые рынки. Железнодорожная монополия займется низкобюджетными перевозками в дотационных регионах. Параллельно прорабатывается проект запуска поездов с вагонами класса люкс – с душем, туалетом и телевизором. Генеральный директор Федеральной пассажирской дирекции РЖД Валерий Шатаев рассказал газете ВЗГЛЯД о планах монополии и переговорах с правительством.

– Господин Шатаев, вырастут ли цены на билеты в будущем году?
– Индексирование тарифов в 2007 году привело к увеличению стоимости проезда в купейных и СВ-вагонах на 20%. На сегодняшний день это предельная цена, и дальнейшее изменение тарифов в сторону увеличения не является нашей задачей.

Люди ездят на этом поезде, потому что билеты дешевые. И эта услуга востребована со стороны не самых бедных в мире французов и итальянцев

– В последнее время тарифы на пассажирские перевозки постоянно росли. Изменится ли механизм ценообразования на железных дорогах?
– Все мы прекрасно знаем, что железнодорожные пассажирские перевозки являются убыточными, и ежегодное повышение тарифов призвано хотя бы в какой-то степени компенсировать растущие убытки и направить денежные средства на обновление парка вагонов и другие социально значимые инвестиции. Обновление парка вагонов – одна из основных задач. Комфорт во время путешествия и определяет лояльность к определенному виду транспорта. Государство ставит перед железнодорожным комплексом задачу увеличения подвижности населения. На сегодняшний день Федеральной пассажирской дирекцией перевозится 100 млн пассажиров в год, а это значит, что каждый житель России совершает в среднем всего одну поездку на поездах дальнего следования в год. Для такой огромной страны, как наша, этот показатель печально мал. И причин тому много: и цены на билеты, и состояние подвижного состава, определяющее комфортность перевозок.

Все проблемы, стоящие перед железнодорожным комплексом, взаимосвязаны. И к сожалению, без финансирования они не решаются. Те деньги, которые пассажир платит за проезд, в какой-то мере можно назвать его же инвестициями в развитие пассажирских железнодорожных перевозок. Но разумеется, есть пути и способы сделать проезд более «приятным» с финансовой точки зрения.

– Снижать тарифы?
– Мы считаем, что необходимо снижать тарифы, предоставлять скидки на проезд, создавать систему low-cost-перевозок. Эти меры могут помочь в привлечении новых пассажиров, точнее, их определенного пласта. Его составят те люди, для которых большее значение имеет стоимость, чем другие составляющие проезда.

Государственная тарифная система, которую мы имеем сейчас, негибкая. Она не учитывает потребительский спрос. Мы убыточны не потому, что плохо работаем, а потому, что тарифы, регулируемые государством (а это 80% всех перевозок), неэффективны. Например, в конце августа поезда, идущие с Черноморского побережья в другие региона России, заполнены на 100%, в противоположном же направлении иная ситуация. Один из вариантов выравнивания пассажиропотока – снижение стоимости проезда в том направлении, на котором предложение превышает спрос. И я уверен, что желающих проехать будет немало, если цены будут ниже.

Варианты снижения цены билета существуют: это и разница в стоимости в зависимости от места (верхнее, нижнее, боковое), дня недели, времени отправления и прибытия поезда.

Уже сейчас мы предоставляем значительные скидки для проезда организованных групп как детей, так и взрослых. В зависимости от расстояния и численности группы скидки составляют от 10 до 30%.

Еще один вариант сокращения издержек и, соответственно, снижения стоимости проезда – дополнительное использование поездов. Сейчас после рейса некоторые составы долго простаивают. Но ведь этот же состав можно пустить по другому маршруту, но, предположим, в неудобное время. И тогда скидка на проезд будет хорошим мотивом для приобретения билета на этот поезд. И состав будет работать.

Мы готовы к тому, чтобы обсуждать и доказывать необходимость снижения тарифов на самом высоком уровне. И такие переговоры сейчас уже ведутся.

– Каким образом будет формироваться стоимость билета на low-cost-поезд? Когда можно ожидать появления таких поездов?
– Мы уже начали работать в этом направлении и предпринимаем меры для того, чтобы сократить стоимость проезда. Например, в периоды летних перевозок назначаются дополнительные поезда на наиболее популярные направления. Девять месяцев в году вагоны, из которых комплектуются эти поезда, стоят, что называется, под забором, и только в летний сезон из них формируются поезда. Изношенность этих вагонов довольно велика, в них отсутствуют кондиционеры, и обеспечить в полной мере комфортный проезд в них невозможно. Поэтому с 1 июля 2007 года билеты в купейные и СВ-вагоны таких поездов будут стоить примерно на 20% ниже, чем в поездах, отвечающих современным требованиям комфорта. Об этом нововведении было официально объявлено. Мы рассчитываем, что снижение цены билета позволит компенсировать пассажиру его неудобства.

– Вы ждете широкого распространения low-cost-поездов?
– Вопрос low-cost-перевозок очень сложный, и для его претворения в жизнь необходима поддержка на федеральном уровне. В low-cost-перевозках нет смысла задействовать СВ или купейные вагоны, так как эта услуга ориентирована на те слои населения, которые ездят в основном в плацкартных вагонах. Но именно тарифы в плацкартные вагоны жестко регулируются государством, и их изменение – очень длительная и сложная процедура. Если мы сегодня обратимся в ФСТ с предложением изменить тарифы, то получим ответ только в декабре. А ответ нужен сегодня же. Ведь в low-cost-перевозках главное – оперативность и гибкость, так как зачастую нужно реагировать на сиюминутный спрос: испортилась погода в Сочи, значит, нужно завтра же снижать стоимость билетов на это направление.

Я видел купе ночного поезда Париж – Милан: 6-местное малогабаритное купе. Кто будет в нем ютиться, оно же по размерам похоже на спальный мешок! А люди ездят на этом поезде, потому что билеты дешевые. И эта услуга востребована со стороны не самых бедных в мире французов и итальянцев.

Несмотря на дешевизну, нормы безопасности и санитарные нормативы в наших low-cost-поездах снижаться не будут. Но, поскольку вагоны старые, их использование будет более напряженным.

– Как РЖД собираются выходить из создавшейся ситуации?
– Мы ведем переговоры с Федеральной службой по тарифам и правительством. Понимание существующих проблем есть, но пока что дальше переговоров дело не двигается. При этом государство декларирует необходимость увеличения подвижности населения. Конституционное право граждан – право на свободное передвижение, но для того, чтобы передвижение стало действительно свободным, необходимы конкретные действия. Однако их пока что, к сожалению, нет.

Другой вариант – создание совместных предприятий с другими операторами рынка железнодорожных перевозок. С одним из них мы приняли решение о совместном проекте – запуске low-cost-поездов по направлению Москва – Калуга. Совместное предприятие может устанавливать независимые тарифы, и в этом случае мы имеем возможность регулировать стоимость проезда.

– По каким маршрутам пойдут дешевые поезда?
– В первую очередь такие поезда имеет смысл задействовать в дотационных регионах: Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Астраханской, Брянской областях. Так мы сможем увеличить подвижность населения и предоставить возможность всем гражданам страны чаще пользоваться железнодорожным транспортом.

– РЖД справятся с возросшим пассажиропотоком?
– Вот уже несколько лет мы обсуждаем строительство двухэтажных вагонов. Они могли бы работать на напряженных участках пути, где пропускная способность невелика, а также в период массовых перевозок, например, на южное направление. Ввод в парк таких вагонов снял бы часть проблем лет на 40 вперед. Производители вагонов серьезно думают над этим проектом, но пока что таких вагонов нет.

– Как развивается другой проект ОАО «РЖД» – скоростные перевозки?
– По ряду причин мы сейчас не можем дать высоких скоростей. По железнодорожной сети выполняются разные виды перевозок: дальние и местные пассажирские, а также грузовые. При этом возникает сильный разброс скоростей, так как грузовые поезда не могут двигаться быстро по техническим причинам и скорость пассажирских поездов ограничивается максимальной скоростью грузовых составов. Свои трудности также создает и пригородное сообщение.

Для реализации проекта скоростных перевозок необходимо выделение отдельных скоростных магистралей или особая инфраструктура, например обгонные пути. Мировой опыт показывает, что именно строительство скоростных отдельных путей – основной выход. Россия – огромная страна, и сразу охватить все регионы для решения задачи скоростного пассажирского сообщения сложно, однако первые шаги в этом направлении мы уже делаем.

– Какие направления вы считаете приоритетными для строительства скоростных магистралей?
– Среди приоритетов – магистраль, соединяющая Россию с европейскими странами. Она пройдет от Москвы через Брест и далее в страны ЕС. Ночным поездом можно будет доехать до Берлина, и это не фантастика.

Реализуется проект строительства магистрали Москва – Санкт-Петербург, по которой к 2009 году будет запущено 8 скоростных поездов Siemens. Также в процессе реализации находится проект Санкт-Петербург – Хельсинки. И хотя на этом участке примерно через 2,5 года появится не высокоскоростное, а просто скоростное сообщение, этот проект один из основных в программе.

В перспективе – создание магистрали Москва – Сочи, Москва – Екатеринбург, захватывая Нижний Новгород, Киров и Пермь. На стадии обсуждения проекты по организации скоростного сообщения между Омском и Новосибирском, Новосибирском и Красноярском.

– В какие сроки можно возвести магистраль Москва – Сочи? Это дорогой проект?
– Сама территория, по которой пройдет магистраль, недорогая с точки зрения прокладки путей: это не горные, не речные, не болотистые массивы. Но строительство невозможно без поддержки государства, так как такой крупномасштабный проект нуждается в привлечении значительных инвестиций. И если государство выступит гарантом такого проекта, его реализация займет примерно три года. Что касается вагонного парка, то машиностроительный комплекс готов поставить современные скоростные поезда.

Мы ведем переговоры на самом высоком государственном уровне. Понимание необходимости строительства этой магистрали есть, однако решение пока еще не вынесено.

– Как вы относитесь к идее переноса вокзалов за пределы Москвы?
– О выводе вокзалов за пределы Москвы неоднократно говорил Юрий Лужков. Это решение нуждается в серьезной проработке, так как сразу же возникает вопрос: как организовать доставку пассажиров с вокзалов в центр города? Наземный транспорт вряд ли справится с таким потоком пассажиров, да и ухудшение экологической обстановки не заставит себя долго ждать.

Для претворения в жизнь этого решения необходимо гармонизировать транспорт так, чтобы человек смог без проблем пересесть с поезда на метро, автобус. Поскольку пока что эта возможность не реализована, перенос вокзалов за пределы Москвы только усугубит существующие проблемы.

– Когда будет построен железнодорожный вокзал у аэропортов Шереметьево-2 и Шереметьево-3?
– Сейчас компания «Аэроэкспресс» ведет проектные работы, и в течение двух лет железнодорожный вокзал между Шереметьево-2 и Шереметьево-3 станет реальностью.

– Перспективны ли продажи билетов через Интернет?
– 14 июня исполнился месяц с начала продаж железнодорожных билетов через Интернет. С этого времени было продано более 10 тыс. билетов. Продажа билетов через Интернет позволяет пассажиру за считаные минуты оформить проездной документ на интернет-сайте ОАО «РЖД», а затем забрать бумажный оригинал в железнодорожной кассе перед отправлением поезда. Оплата осуществляется с помощью банковских карт.

Наша статистика говорит о том, что люди всех возрастов пользуются новой услугой. И это отрадно, так как нашей задачей было сделать процедуру оформления билета через Интернет понятной и доступной. К сожалению, еще не все пассажиры знают об этом нововведении, но мы приложим все силы, чтобы его популяризировать.

Сейчас пассажиру все равно приходится приезжать на вокзал, где он получает заказанный через Интернет билет в привычном бумажном виде. Когда билет станет «электронным», сказать трудно, так как необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство.

– Планирует ли ОАО «РЖД» параллельно с выходом на рынок low-cost-перевозок занять нишу в перевозках класса люкс?
– Мы заказали 36 новых четырехкупейных вагонов, каждый из которых оборудован душевой кабиной, туалетом, телевизором, холодильником. Планируется подготовить два состава и запустить их в направлениях Москва – Санкт-Петербург, Астрахань и Симферополь.

Текст: Георгий Воронков

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов