Экономика

29 июня 2007, 14:23

Валерий Шатаев о билетах на поезда

Фото: ИТАР-ТАСС

«Российские железные дороги» выходят на новые рынки. Железнодорожная монополия займется низкобюджетными перевозками в дотационных регионах. Параллельно прорабатывается проект запуска поездов с вагонами класса люкс – с душем, туалетом и телевизором. Генеральный директор Федеральной пассажирской дирекции РЖД Валерий Шатаев рассказал газете ВЗГЛЯД о планах монополии и переговорах с правительством.

– Господин Шатаев, вырастут ли цены на билеты в будущем году?
– Индексирование тарифов в 2007 году привело к увеличению стоимости проезда в купейных и СВ-вагонах на 20%. На сегодняшний день это предельная цена, и дальнейшее изменение тарифов в сторону увеличения не является нашей задачей.

Люди ездят на этом поезде, потому что билеты дешевые. И эта услуга востребована со стороны не самых бедных в мире французов и итальянцев

– В последнее время тарифы на пассажирские перевозки постоянно росли. Изменится ли механизм ценообразования на железных дорогах?
– Все мы прекрасно знаем, что железнодорожные пассажирские перевозки являются убыточными, и ежегодное повышение тарифов призвано хотя бы в какой-то степени компенсировать растущие убытки и направить денежные средства на обновление парка вагонов и другие социально значимые инвестиции. Обновление парка вагонов – одна из основных задач. Комфорт во время путешествия и определяет лояльность к определенному виду транспорта. Государство ставит перед железнодорожным комплексом задачу увеличения подвижности населения. На сегодняшний день Федеральной пассажирской дирекцией перевозится 100 млн пассажиров в год, а это значит, что каждый житель России совершает в среднем всего одну поездку на поездах дальнего следования в год. Для такой огромной страны, как наша, этот показатель печально мал. И причин тому много: и цены на билеты, и состояние подвижного состава, определяющее комфортность перевозок.

Все проблемы, стоящие перед железнодорожным комплексом, взаимосвязаны. И к сожалению, без финансирования они не решаются. Те деньги, которые пассажир платит за проезд, в какой-то мере можно назвать его же инвестициями в развитие пассажирских железнодорожных перевозок. Но разумеется, есть пути и способы сделать проезд более «приятным» с финансовой точки зрения.

– Снижать тарифы?
– Мы считаем, что необходимо снижать тарифы, предоставлять скидки на проезд, создавать систему low-cost-перевозок. Эти меры могут помочь в привлечении новых пассажиров, точнее, их определенного пласта. Его составят те люди, для которых большее значение имеет стоимость, чем другие составляющие проезда.

Государственная тарифная система, которую мы имеем сейчас, негибкая. Она не учитывает потребительский спрос. Мы убыточны не потому, что плохо работаем, а потому, что тарифы, регулируемые государством (а это 80% всех перевозок), неэффективны. Например, в конце августа поезда, идущие с Черноморского побережья в другие региона России, заполнены на 100%, в противоположном же направлении иная ситуация. Один из вариантов выравнивания пассажиропотока – снижение стоимости проезда в том направлении, на котором предложение превышает спрос. И я уверен, что желающих проехать будет немало, если цены будут ниже.

Варианты снижения цены билета существуют: это и разница в стоимости в зависимости от места (верхнее, нижнее, боковое), дня недели, времени отправления и прибытия поезда.

Уже сейчас мы предоставляем значительные скидки для проезда организованных групп как детей, так и взрослых. В зависимости от расстояния и численности группы скидки составляют от 10 до 30%.

Еще один вариант сокращения издержек и, соответственно, снижения стоимости проезда – дополнительное использование поездов. Сейчас после рейса некоторые составы долго простаивают. Но ведь этот же состав можно пустить по другому маршруту, но, предположим, в неудобное время. И тогда скидка на проезд будет хорошим мотивом для приобретения билета на этот поезд. И состав будет работать.

Мы готовы к тому, чтобы обсуждать и доказывать необходимость снижения тарифов на самом высоком уровне. И такие переговоры сейчас уже ведутся.

– Каким образом будет формироваться стоимость билета на low-cost-поезд? Когда можно ожидать появления таких поездов?
– Мы уже начали работать в этом направлении и предпринимаем меры для того, чтобы сократить стоимость проезда. Например, в периоды летних перевозок назначаются дополнительные поезда на наиболее популярные направления. Девять месяцев в году вагоны, из которых комплектуются эти поезда, стоят, что называется, под забором, и только в летний сезон из них формируются поезда. Изношенность этих вагонов довольно велика, в них отсутствуют кондиционеры, и обеспечить в полной мере комфортный проезд в них невозможно. Поэтому с 1 июля 2007 года билеты в купейные и СВ-вагоны таких поездов будут стоить примерно на 20% ниже, чем в поездах, отвечающих современным требованиям комфорта. Об этом нововведении было официально объявлено. Мы рассчитываем, что снижение цены билета позволит компенсировать пассажиру его неудобства.

– Вы ждете широкого распространения low-cost-поездов?
– Вопрос low-cost-перевозок очень сложный, и для его претворения в жизнь необходима поддержка на федеральном уровне. В low-cost-перевозках нет смысла задействовать СВ или купейные вагоны, так как эта услуга ориентирована на те слои населения, которые ездят в основном в плацкартных вагонах. Но именно тарифы в плацкартные вагоны жестко регулируются государством, и их изменение – очень длительная и сложная процедура. Если мы сегодня обратимся в ФСТ с предложением изменить тарифы, то получим ответ только в декабре. А ответ нужен сегодня же. Ведь в low-cost-перевозках главное – оперативность и гибкость, так как зачастую нужно реагировать на сиюминутный спрос: испортилась погода в Сочи, значит, нужно завтра же снижать стоимость билетов на это направление.

Я видел купе ночного поезда Париж – Милан: 6-местное малогабаритное купе. Кто будет в нем ютиться, оно же по размерам похоже на спальный мешок! А люди ездят на этом поезде, потому что билеты дешевые. И эта услуга востребована со стороны не самых бедных в мире французов и итальянцев.

Несмотря на дешевизну, нормы безопасности и санитарные нормативы в наших low-cost-поездах снижаться не будут. Но, поскольку вагоны старые, их использование будет более напряженным.

– Как РЖД собираются выходить из создавшейся ситуации?
– Мы ведем переговоры с Федеральной службой по тарифам и правительством. Понимание существующих проблем есть, но пока что дальше переговоров дело не двигается. При этом государство декларирует необходимость увеличения подвижности населения. Конституционное право граждан – право на свободное передвижение, но для того, чтобы передвижение стало действительно свободным, необходимы конкретные действия. Однако их пока что, к сожалению, нет.

Другой вариант – создание совместных предприятий с другими операторами рынка железнодорожных перевозок. С одним из них мы приняли решение о совместном проекте – запуске low-cost-поездов по направлению Москва – Калуга. Совместное предприятие может устанавливать независимые тарифы, и в этом случае мы имеем возможность регулировать стоимость проезда.

– По каким маршрутам пойдут дешевые поезда?
– В первую очередь такие поезда имеет смысл задействовать в дотационных регионах: Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Астраханской, Брянской областях. Так мы сможем увеличить подвижность населения и предоставить возможность всем гражданам страны чаще пользоваться железнодорожным транспортом.

– РЖД справятся с возросшим пассажиропотоком?
– Вот уже несколько лет мы обсуждаем строительство двухэтажных вагонов. Они могли бы работать на напряженных участках пути, где пропускная способность невелика, а также в период массовых перевозок, например, на южное направление. Ввод в парк таких вагонов снял бы часть проблем лет на 40 вперед. Производители вагонов серьезно думают над этим проектом, но пока что таких вагонов нет.

– Как развивается другой проект ОАО «РЖД» – скоростные перевозки?
– По ряду причин мы сейчас не можем дать высоких скоростей. По железнодорожной сети выполняются разные виды перевозок: дальние и местные пассажирские, а также грузовые. При этом возникает сильный разброс скоростей, так как грузовые поезда не могут двигаться быстро по техническим причинам и скорость пассажирских поездов ограничивается максимальной скоростью грузовых составов. Свои трудности также создает и пригородное сообщение.

Для реализации проекта скоростных перевозок необходимо выделение отдельных скоростных магистралей или особая инфраструктура, например обгонные пути. Мировой опыт показывает, что именно строительство скоростных отдельных путей – основной выход. Россия – огромная страна, и сразу охватить все регионы для решения задачи скоростного пассажирского сообщения сложно, однако первые шаги в этом направлении мы уже делаем.

– Какие направления вы считаете приоритетными для строительства скоростных магистралей?
– Среди приоритетов – магистраль, соединяющая Россию с европейскими странами. Она пройдет от Москвы через Брест и далее в страны ЕС. Ночным поездом можно будет доехать до Берлина, и это не фантастика.

Реализуется проект строительства магистрали Москва – Санкт-Петербург, по которой к 2009 году будет запущено 8 скоростных поездов Siemens. Также в процессе реализации находится проект Санкт-Петербург – Хельсинки. И хотя на этом участке примерно через 2,5 года появится не высокоскоростное, а просто скоростное сообщение, этот проект один из основных в программе.

В перспективе – создание магистрали Москва – Сочи, Москва – Екатеринбург, захватывая Нижний Новгород, Киров и Пермь. На стадии обсуждения проекты по организации скоростного сообщения между Омском и Новосибирском, Новосибирском и Красноярском.

– В какие сроки можно возвести магистраль Москва – Сочи? Это дорогой проект?
– Сама территория, по которой пройдет магистраль, недорогая с точки зрения прокладки путей: это не горные, не речные, не болотистые массивы. Но строительство невозможно без поддержки государства, так как такой крупномасштабный проект нуждается в привлечении значительных инвестиций. И если государство выступит гарантом такого проекта, его реализация займет примерно три года. Что касается вагонного парка, то машиностроительный комплекс готов поставить современные скоростные поезда.

Мы ведем переговоры на самом высоком государственном уровне. Понимание необходимости строительства этой магистрали есть, однако решение пока еще не вынесено.

– Как вы относитесь к идее переноса вокзалов за пределы Москвы?
– О выводе вокзалов за пределы Москвы неоднократно говорил Юрий Лужков. Это решение нуждается в серьезной проработке, так как сразу же возникает вопрос: как организовать доставку пассажиров с вокзалов в центр города? Наземный транспорт вряд ли справится с таким потоком пассажиров, да и ухудшение экологической обстановки не заставит себя долго ждать.

Для претворения в жизнь этого решения необходимо гармонизировать транспорт так, чтобы человек смог без проблем пересесть с поезда на метро, автобус. Поскольку пока что эта возможность не реализована, перенос вокзалов за пределы Москвы только усугубит существующие проблемы.

– Когда будет построен железнодорожный вокзал у аэропортов Шереметьево-2 и Шереметьево-3?
– Сейчас компания «Аэроэкспресс» ведет проектные работы, и в течение двух лет железнодорожный вокзал между Шереметьево-2 и Шереметьево-3 станет реальностью.

– Перспективны ли продажи билетов через Интернет?
– 14 июня исполнился месяц с начала продаж железнодорожных билетов через Интернет. С этого времени было продано более 10 тыс. билетов. Продажа билетов через Интернет позволяет пассажиру за считаные минуты оформить проездной документ на интернет-сайте ОАО «РЖД», а затем забрать бумажный оригинал в железнодорожной кассе перед отправлением поезда. Оплата осуществляется с помощью банковских карт.

Наша статистика говорит о том, что люди всех возрастов пользуются новой услугой. И это отрадно, так как нашей задачей было сделать процедуру оформления билета через Интернет понятной и доступной. К сожалению, еще не все пассажиры знают об этом нововведении, но мы приложим все силы, чтобы его популяризировать.

Сейчас пассажиру все равно приходится приезжать на вокзал, где он получает заказанный через Интернет билет в привычном бумажном виде. Когда билет станет «электронным», сказать трудно, так как необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство.

– Планирует ли ОАО «РЖД» параллельно с выходом на рынок low-cost-перевозок занять нишу в перевозках класса люкс?
– Мы заказали 36 новых четырехкупейных вагонов, каждый из которых оборудован душевой кабиной, туалетом, телевизором, холодильником. Планируется подготовить два состава и запустить их в направлениях Москва – Санкт-Петербург, Астрахань и Симферополь.

Текст: Георгий Воронков

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?