Федеральная налоговая служба опубликовала список критериев, соответствие которым поможет налогоплательщикам избежать проверок. Одна из целей ФНС при разработке списка – повысить собираемость налогов.
Готовиться к проверке стоит компаниям, которые в отчетности показывают убытки на протяжении нескольких налоговых периодов
Критерии были разработаны в рамках введения нового порядка проведения выездных проверок. Он действует с начала 2007 года. До 27 июня перечень был закрытым, пользоваться им могли только сотрудники ФНС в служебных целях.
Открытие публичного доступа к списку критериев ФНС немного задержало. Приказ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» глава ФНС Михаил Мокрецов подписал 30 мая текущего года, в соответствии с ним «общедоступные критерии оценки рисков налогоплательщиков» должны быть размещены на сайте ведомства не позднее 25.06.2007».
После того как критерии появились на сайте ФНС, каждый налогоплательщик может узнать, насколько высока вероятность налоговой проверки компании. Критериев всего 11.
В соответствии с перечнем у рискового налогоплательщика налоговая нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли. При этом нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности инспекторов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
Готовиться к проверке стоит компаниям, которые в бухгалтерской или налоговой отчетности показывают убытки на протяжении нескольких налоговых периодов и работают с убытком в течение двух и более календарных лет, выплачивают заработную плату на одного работника ниже среднего уровня, говорится в документе.
А также тем, у кого расходы растут опережающими темпами относительно доходов от реализации товаров и услуг.
Если же налогоплательщик не злоупотребляет сменой адреса и постановкой на учет в разных налоговых инспекциях, предоставляет пояснения на уведомления от налоговых органов, отраженная им сумма расхода максимально близка к сумме дохода и не заключает договора с контрагентами-перекупщиками «без наличия разумных экономических или иных причин», то ему опасаться нечего.
«То, что критерии стали общедоступными, – хорошо, – убежден директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев. – Налогоплательщики будут знать, чем руководствуются налоговые органы, определяя объект выездной проверки».
По его словам, в списке есть критерии, которые можно оценивать по-разному. «Третий, который предполагает отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период, – позитивный», – говорит господин Николаев.
Но разработка единых критериев для всех участников рынка чаще всего вызывает дополнительные вопросы, считает Игорь Николаев. И кроме стимулирующей, они могут выполнять также дестимулирующую функцию.
По его словам, в этом перечне критериев вопросы возникают, в частности, по поводу первого – налоговая нагрузка ниже средней по отрасли и 11-го – значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
«Например, у компаний, которые закладываются на инвестиции, налоговая нагрузка должна быть ниже. То же самое с рентабельностью – начальные вложения большие, рентабельность, ввиду того что бизнес новый, невысокая. И при этом повышенное внимание налоговиков», – объяснил Игорь Николаев.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ