Во вторник национальный банк «Траст» и агентство ROMIR Monitoring запустили совместный проект, в рамках которого будет рассчитываться индекс состояния малого и среднего предпринимательства.
Первая выборка будет проведена в феврале, результаты будут опубликованы уже в первые недели марта», – сообщила Надия Черкасова газете ВЗГЛЯД
«Мы первыми в России будем оценивать состояние малого и среднего бизнеса», – сообщила управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса НБ «Траст» Надия Черкасова. По ее словам, четких индексов, описывающих состояние малого и среднего бизнеса, в России сейчас нет.
В качестве ориентиров эксперты используют показатели доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП, а также доли активного населения, занятого в этом секторе. Сейчас доля МСБ в ВВП России составляет 18%. В развитых странах показатель превышает 50%, в странах Евросоюза составляет 65%. Доля экономически активного населения в России недавно достигла 22%, в то время как в США этот показатель равен 54%, в Японии – 65%.
По словам гендиректора ROMIR Monitoring Андрея Милехина, методика составления запускаемого «ТРАСТ Индекса МСБ» была разработана агентством на основе подхода Мичиганского университета с адаптацией к российским особенностям. В качестве экспертов в расчете индекса участвуют представители банковских структур, научных сообществ, общественных организаций, государственных органов, а также иностранные специалисты.
Андрей Милехин поясняет, что основная цель проекта – получить «социологическую оценку состояния МСБ в России в дополнение к государственным статистическим показателям». Проект, по его словам, позволит описать «состояние бизнеса, его ощущения, настроения и ожидания».
Также господин Милехин подчеркнул, что информация, которую будет предоставлять индекс, позволит предпринимателям решать проблемы с лоббированием своих интересов. Авторы проекта надеются, что интерес к исследованию проявят не только представители малого и среднего бизнеса, но и регулирующие органы.
Для отнесения субъекта исследования к микро-, малому или среднему бизнесу социологи определяли количественные и качественные показатели, в том числе годовой оборот предприятий, численность сотрудников и отраслевую принадлежность. Структура нового индекса предполагает оценку текущего развития компании и рынка в целом, а также оценку ожиданий, связанных с инвестициями, взаимоотношениями с органами власти и перспективами кредитования.
Ежемесячно эксперты будут опрашивать 1 тыс. предпринимателей, представляющих различные регионы и занятых в различных сферах бизнеса. Планируется, что опрос будет производиться среди акционеров компаний или лиц, отвечающих за ведение бизнеса. В каждой волне исследования будут участвовать новые респонденты. Социологи обещают, что выборка будет случайной. За основу регионального деления берется федеральный округ.
Индекс будет рассчитываться ежемесячно и будет публиковаться в свободном доступе на сайте НБ «Траст». «В развитых странах подобные исследования проводятся реже, но мы сейчас хотим выявить существующие тенденции», – сообщила госпожа Черкасова газете ВЗГЛЯД. «Первая выборка будет проведена в феврале, результаты будут опубликованы уже в первые недели марта», – заключила топ-менеджер.
Руководитель центра «Экспертиза» общественной организации «Опора России» Дина Крылова рассказала, что «Опора» уже на протяжении двух лет проводила собственное исследование, касающееся факторов развития малого предпринимательства в регионах. «Нами был разработан свой индекс «Опоры», однако наше исследование не является исчерпывающим, – отметила специалист. – Мы рады, что другие организации дополнят картину состояния МСБ своими исследованиями». «Важно, что к проблемам малого предпринимательства стали подходить все более серьезно», – заключила госпожа Крылова.
Ольга Беленькая из «Финама» замечает, что отслеживать информацию о состоянии малого и среднего бизнеса и об ожиданиях его участников было бы интересно. По словам аналитика, индекс затрагивает одни из наиболее болезненных для предпринимателей моментов, связанных с инвестиционной активностью, доступом к кредитованию и взаимодействием с органами власти.
«В целом проект должен быть интересен, однако основной вопрос здесь в методике исследования – насколько репрезентативна будет выборка анкетируемых и насколько корректно будут сформулированы вопросы», – заключает эксперт.