Поправки в Бюджетный кодекс, которые были приняты правительством 25 января, в четверг, вызвали серьезные разногласия среди представителей различных ведомств.
Необходимость перечислять дополнительные доходы в бюджет лишит учреждения бизнес-активности, это нелогично в условиях перехода к рыночной экономике
По словам замминистра финансов Татьяны Голиковой, которая рассказывала о том, что изменится с принятием поправок, самые жаркие споры были о правах бюджетных учреждений.
Так как перед правительством стоит задача повысить эффективность расходования бюджетных средств, Минфин разрабатывал соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. В частности, было уточнено понятие бюджетных учреждений.
«Бюджетные учреждения должны иметь ограничения по принятию финансовых обязательств», – уверена Татьяна Голикова.
«Мы не запрещаем оказывать финансовые услуги, но доходы от них должны вноситься в смету», – добавила замминистра.
Судьба бюджетных учреждений вызвала серьезное беспокойство Министерства культуры. «Средства, внесенные спонсорами и меценатами, нужно будет вносить в бюджет?» – недоумевал представитель министерства.
Замминистра поспешила добавить, что поправки, которые рассматриваются сейчас, не запрещают бюджетным организациям оказывать платные услуги и ничего не меняют в действующем порядке. «Доходы от платных услуг бюджетных организаций действуют в соответствии со всеми нормативными актами», – подчеркнула госпожа Голикова.
Чтобы успокоить взволнованный Минкульт, к диалогу подключился Михаил Фрадков. «Беспокоиться не надо, положение не ухудшается, никто не хочет его ухудшить», – взывал премьер-министр.
«Уменьшать объем финансирования за счет увеличения прозрачности доходов никто не собирается», – подчеркнул он.
«Не предполагается зачислять доходы от платных услуг в бюджет», – в очередной раз подчеркнула Татьяна Голикова.
Но в целом беспокойство по этому поводу проявилось не зря. «Это возможно теоретически, – продолжала замминистра финансов. – Но будет утверждено отдельным законопроектом. Это совсем другие сроки, они еще даже не определены».
Кроме того, по словам Татьяны Голиковой, если доходы от платных услуг будут перечислять в бюджет, они вернутся в качестве государственного финансирования.
«В этом случае бюджетные учреждения не будут заинтересованы в развитии предпринимательства, – уверена аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред. – Отчисляемые суммы и те, которые возвращаются, отличаются друг от друга».
«А при переходе на рыночную экономику логично было бы мотивировать бюджетные учреждения на оказание платных услуг», – добавила аналитик.
К бюджетным учреждениям сейчас относятся те, которые существуют за счет государственного финансирования. Это научно-исследовательские институты, школы, детские сады, музыкальные школы, больницы и поликлиники.
Объем возможных поступлений в бюджет из дополнительных доходов бюджетников посчитать сложно. «Нельзя прогнозировать, сколько таким образом зарабатывают бюджетники, так как нет соответствующих статистических данных», – говорит Ольга Шкред.
Кроме того, если появится законопроект, согласно которому дополнительные доходы будут перечисляться в бюджет, возможен негативный эффект. «Не очевидно, что в бюджет будут переводиться все деньги, – считает Ольга Шкред. – Могут также измениться цены на оказываемые услуги».
Но пока поправки в Бюджетный кодекс, которые рассматривало правительство на заседании 25 января, не предполагали изменения механизма работы бюджетных учреждений. Они определили переход экономики на среднесрочное планирование бюджетов всех уровней.
При этом трехлетний бюджет будет утверждаться в обязательном порядке на федеральном уровне. Региональные власти смогут выбрать – работать по трехлетнему плану или утверждать бюджет ежегодно, но трехлетний план составлять придется в любом случае.
В первый трехлетний бюджет, который будет принят на 2010–2012 годы, планируется также включить затраты на строительство объектов, стоимость которых превышает 10 млрд рублей.
Правительство также получит возможность оставлять дополнительно около 5% от общей суммы расходов на внедрение новых программ при подходе новой трехлетки. При этом Минфин подчеркивает, что это не резервный фонд. «Это условно утверждаемая сумма, которая может резервироваться на 2–3 года исполнения бюджета», – отметила Татьяна Голикова.