Стоимость сделки по приобретению 44 самолетов составит порядка 6 млрд. долларов. По 3 млрд. долларов могут получить и Boeing, и Airbus. Ранее компании были главными конкурентами в тендере на закупку самолетов, объявленном «Аэрофлотом».
Нам необходимо получить новые самолеты как можно скорее. Мы рассматриваем возможность разместить заказ у двух компаний на 22 самолета для каждой
На этой неделе на совете директоров российского концерна будет принято решение по покупке самолетов. Заседание совета директоров компании перенесено с четверга на пятницу. Пока вопрос об увеличении количества закупаемых лайнеров на повестке не значится.
Но топ-менеджмент «Аэрофлота» не исключает удвоения заказа. «Нам необходимо получить новые самолеты как можно скорее. Мы рассматриваем возможность разместить заказ у двух компаний на 22 самолета для каждой», – заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков, не исключив возможности простого удвоения заказа для одной компании.
«На данный момент мы рассматриваем приобретение 22 лайнеров, но на этом программа не закончится. Нам нужно как минимум увеличить вдвое количество приобретаемых самолетов», – подчеркивает топ-менеджер.
«Аэрофлот» раздумывает над тем, у кого заказать самолеты для обновления своего парка, уже больше года. За многомиллиардный контракт борются американский концерн Boeing (самолет 787 Dreamliner) и европейский самолетостроительный холдинг Airbus (A-350 XWB).
Сейчас парк «Аэрофлота» составляет 81 судно, из которых 52 – отечественных моделей, 14 – производства Airbus, 11 – Boeing и четыре модели DC-10, произведенных компанией McDonnell Douglas, которую в 1997 году купил Boeing. Компания нуждается в обновлении парка самолетов. Помочь «Аэрофлоту» могут только зарубежные производители. Отечественное самолетостроение не может удовлетворить потребности компании – за весь прошлый год в России было произведено всего 7 гражданских самолетов.
Парки иностранных конкурентов «Аэрофлота» значительно больше. Air France – KLM Group, подразделение крупнейшего в Европе перевозчика Air France, насчитывает 383 судна, из которых 128 обслуживают региональные маршруты. Lufthansa, вторая по величине европейская компания, имеет в своем распоряжении 432 самолета.
Эксперты отмечают, что с экономико-технической точки зрения больше шансов выиграть тендер у Boeing, так как авиалайнеры Airbus A-350 находятся на стадии редизайна. Срок действия предложения американской компании истекает 15 сентября. Но тендер на покупку гражданских самолетов давно стал политическим козырем России.
После срыва переговоров с США по вступлению России в ВТО появилась информация о намерении «Аэрофлота» закупить лайнеры у Airbus. Ранее Внешторгбанк купил 5% компании European Aeronautic Defense & Space, владеющей 80% Airbus. Это обстоятельство также может оказать влияние на исход тендера.
В Airbus пояснили, что пока переговоры с «Аэрофлотом» идут, но комментировать изменение планов российской компании отказались.
«Аэрофлот» не такой большой авиаперевозчик, так что для него нет большого финансового смысла разбивать заказ на два производителя. Если он это сделает, то из политических соображений», – считает аналитик Oddo Securities Ян Дерокл.
Аналитики Financial Bridge также отмечают, что итоги тендера определяются политическим вектором. «Провести взвешенный выбор мешает политическое давление на вопрос: контракт с американской стороной более выгоден экономически, а с европейской стороной – политически, особенно с учетом того, что ВТБ сейчас скупает акции одного из основных акционеров Airbus – авиахолдинга EADS.
Мы полагаем, что запуск нового тендера будет подразумевать, что первый контракт подпишут с Boeing, так как поставки B-787 могут быть произведены раньше, а для сохранения хороших отношений с Европой будет подписан более долгосрочный контракт с Airbus», – пишут аналитики Financial Bridge.