Глава правительства Михаил Фрадков во вторник проведет совещание с руководителями нефтяных компаний – он обещал Владимиру Путину держать под постоянным контролем цены на бензин.
В июле-августе цены интенсивно росли, и в среднем по стране за последний месяц бензин подорожал на 7-9% , дизельное топливо в среднем на 3%
«Этот вопрос должен быть под постоянным контролем правительства», - сказал сегодня премьер-министр на совещании у главы государства.
Михаил Фрадков сообщил, что во вторник проведет совещание «с руководителями ведущих нефтяных компаний и министрами экономического блока, чтобы проанализировать ситуацию на рынке». По его словам, на нем будут обсуждаться «конкретные вопросы по обеспечению бензином и дизельным топливом уборочных работ, инфляция и курсовая политика, бензин и мировые цены на него».
Эксперты уверены, что глава правительства обсудит с нефтяниками вопрос о нежелательности повышения цен на бензин. «Пока трудно сказать, о чем будет конкретно достигнута договоренность, будет ли это мораторий или какое-то другое решение», - считает аналитик центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Людмила Лурье.
Глава МЭРТ Герман Греф еще на прошлой неделе призывал нефтяные компании повлиять на темпы роста цен на бензин. «За последние два месяца рост цен на нефтепродукты составил 4,3%», - заявил глава Минэкономразвития на заседании правительства в четверг. Греф напомнил, что правительство пошло навстречу нефтяникам и приняло закон о дифференциации НДПИ. Сейчас, по словам Грефа, МЭРТ подготовило законопроект о бирже нефтепродуктов. «Мы вправе потребовать от нефтяников реализовать договоренности по динамике цен на нефтепродукты», - указал Греф.
«На оптовые поставки в июле-августе цены интенсивно росли, и в среднем по стране за последний месяц бензин подорожал на 7-9% , дизельное топливо в среднем на 3%», - напомнил аналитик «Верген Групп» Дамир Хальметов.
«Сейчас цены достигли пика и в будущем могут только падать, - продолжает господин Хальметов. - Это связано прежде всего с тем, что растут пошлины на нефть и нефтепродукты, и выгодно переориентировать часть потоков внутрь страны на нефтеперерабатывающие заводы».
Другой причиной подорожания бензина стал сезонный спрос на бензин. «С октября пошлины поднимутся еще выше, количество перевозок уменьшится, закончится уборочная кампания. К тому же мировые цены на нефть падают. Поэтому если нефтяные компании, как в прошлом году, заморозят цены на бензин на существующем уровне, то, возможно, им это будет выгоднее, так как на рынке цены будут падать», - считает Дамир Хальметов.
Людмила Лурье согласна с тем, что высокие пошлины, снижение цен на нефть на мировом рынке и спад спроса могут повлиять если не на снижение, то на стабилизацию цен на бензин.
«В последнее время розничные цены росли медленнее, в отличие от оптовых, которые растут интенсивно. Возможно, это связано с негласным мораторием компаний, - рассуждает аналитик центра «Кортес». - Фактором стабильности розничных цен в сентябре могла стать цена на нефть на свободном рынке - такая же, как в августе. Но это не повлияло на оптовые цены на бензин, и они продолжали расти в сентябре. В последнюю неделю августа и в начале сентября цены на бензин показали особенно высокую динамику роста».
По ее словам, рост цен был вызван некоторым дефицитом топлива из-за проведения профилактических работ на НПЗ и двукратным увеличением объема экспорта высокооктановых марок бензина во II квартале по сравнению с первым. При этом дефицит не коснулся АЗС, но затронул оптовые поставки на свободный рынок.
По данным Московской топливной ассоциации, средневзвешенные цены на бензин на московских АЗС с 4 по 11 сентября 2006 года увеличились в среднем на 2%.
По итогам прошлой недели бензин марки Аи-80 подорожал на 0,32 руб. до 16,71 рублей, Аи-92 - на 0,43 рубля до 19,37 рублей, Аи-95 - на 0,4 рубля до 20,37 рублей. Средняя цена на дизельное топливо на московских АЗС 11 сентября составляла 17,74 рублей, что на 0,19 рублей больше, чем неделей ранее.