Прекращение поставок российской нефти в Литву по нефтепроводу связано с аварией, произошедшей на российском участке нефтепровода «Дружба». Объем прокачки нефти по аварийному участку нефтепровода снизился в два раза.
Если к этому сроку российский нефтепровод не будет полностью восстановлен, то войны не будет, но Mazeikiu Nafta понесет крупные убытки
Mazeikiu Nafta остался без нефти
Авария произошла 29 июля в 2 км от населенного пункта Красная Слобода Суражского района Брянской области на участке нефтепровода Унеча – Полоцк (входит в систему ОАО «МН «Дружба», дочернее предприятие Транснефти). Произошла утечка нефти. Площадь двух нефтяных пятен на почве составила 340 кв. м. При ликвидации аварии поврежденный участок трубы был заменен, пролитая на поверхность земли нефть откачана.
Авария на трубопроводе привела к прекращению поставок сырья на литовский НПЗ Mazeikiu Nafta, который польская корпорация PKN Orlen ранее выкупила у компании ЮКОС за 1,5 млрд. долларов. Предприятие было вынуждено сократить объемы переработки нефти. Завод работает, но в сутки перерабатывается около 14 тыс. тонн сырья. По информации литовских газет, Бутингский терминал, входящий в комплекс Mazeikiu Nafta, возобновил работу в реверсном режиме из-за сокращения поставок российской нефти по трубопроводу еще в июле. Работа Бутинге в реверсном режиме необходима для обеспечения загрузки Мажейкского НПЗ, входящего в комплекс Mazeikiu Nafta, хотя и значительно снижает рентабельность его работы.
Завод перестал получать сырье по российскому трубопроводу еще 24 июля, до аварии на трубопроводе «Дружба», утверждают источники в Литве.
Между тем, в Транснефти говорят, что авария не участке трубопровода в Брянской области не приведет к снижению экспорта нефти из России.
Сейчас нефть в Литву доставляется танкерами из порта в Приморске (Ленинградская область), где находится нефтеналивной терминал Транснефти. Министр экономики Литвы Витас Навицкас отмечает, что поставка одной тонны нефти морем на 27 литов (1 евро – 3,45 лита) дороже, чем прокачка по трубам.
Войны не будет
Премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас (фото REUTERS) |
Ранее господин Навицкас сообщил, что Бутингский терминал с 15 сентября, скорее всего, будет закрыт на ремонт буя. Он отметил также, что ремонт буя необходимо провести, иначе «возникает реальная угроза разлива нефти в море». Министр говорит, что Бутингский терминал будет остановлен примерно на 65 суток. Витас Навицкас надеется, что «нефтепровод из России до Мажейкского НПЗ заработает в полную силу». «Если к этому сроку российский нефтепровод не будет полностью восстановлен, то войны не будет, но Mazeikiu Nafta понесет крупные убытки», – предупреждает министр.
Участники рынка считают, что Транснефть в августе направит экспортные потоки через черноморские порты. Но эксперты говорят, что России невыгодно начинать нефтяную блокаду Литвы по причине того, что Mazeikiu Nafta был продан польской PKN Orlen, а не российской компании.
«Просто у Mazeikiu Nafta сменился собственник, а покупать актив без гарантии поставок не имело смысла, – отмечает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Новый собственник будет поставлять сырье по своим каналам, это естественно. Смысла для блокады я не вижу. Mazeikiu Nafta не тот актив, за который стоило бороться политическими средствами и покупать любой ценой. Политика политикой, а экспорт – это деньги, поэтому из-за политических причин его бы не остановили».
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев разделяет мнение коллеги. «Транснефти невыгодно устраивать какую-либо блокаду Литвы. В этом случае потери понесет сама компания. Ни о какой блокаде не может идти речи. Orlen может найти и другие возможности поставок в случае отказа Транснефти, правда, только по морю. Скорее всего, причина здесь действительно в аварии», – полагает господин Мангилев.
Начальник отдела информации Mazeikiu Nafta Гедрюс Карсокас говорит, что опасения по поводу прекращения поставок нефти из России преждевременны. Литовский НПЗ в июле получил предусмотренные договорами 500 тыс. тонн нефти. Из-за аварии магистрального нефтепровода на территории России не получена дополнительная партия в размере 50 тыс. тонн нефти, подсчитал потери господин Карсокас.
В свою очередь премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас надеется, что Россия не станет блокировать поставки нефти литовскому нефтехолдингу.
«Надеюсь, что ЕС и РФ удастся найти цивилизованное решение, так как решение блокировать поставки нефти в Литву не было бы очень полезным и самой России – это потрясло бы и других ее партнеров, представило бы РФ как ненадежного партнера, пытающегося по политическим мотивам блокировать сделку», – подчеркнул Гедиминас Киркилас.
Российские нефтяные компании по-разному оценивают перспективы поставок сырья на Мажейкский завод. Роснефть намерена сохранить поставки. «Поставки зависят только от экономической ситуации. В последнее время поставки Роснефти увеличились с 100 до 300 тыс. тонн в месяц. Мы продлили график поставки на очередные три месяца в тех же объемах», – сказал ранее глава Роснефти Сергей Богданчиков.
ЛУКОЙЛ, принимавший участие в тендере на покупку Mazeikiu Nafta, считает, что поставки российской нефти на литовский НПЗ неэффективны. «Поставки на Мажейкский НПЗ нам неинтересны. Думаю, что большинству российских компаний они также будут неинтересны», – сказал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун.