Министр финансов Алексей Кудрин очень недоволен экономической политикой правительства России. В понедельник, 14 августа, в журнале «Экономическая политика» вышла статья главы Минфина «Как ускорить экономический рост в России?».
Негативный эффект усиливается на фоне укрепления рубля – растет ценовая конкуренция и снижается объем собственных средств предприятий для инвестиций
Министр указал на то, что увеличение государственных расходов отодвигает достижение ряда важных экономических задач. В частности, мешает ускорению экономического роста России.
По мнению Алексея Кудрина, для увеличения темпов экономического роста необходимо расширять инвестиционную активность, чего можно добиться снижением ставки кредитования при замедлении инфляции.
«В России есть очевидные резервы ускорения экономического роста, которые не использованы в связи с тем, что в экономической политике правительства расставляются неправильные акценты на использовании различных механизмов ускорения развития, более того, иногда делаются неверные шаги, замедляющие экономический рост», – говорится в статье Алексея Кудрина.
К ним министр отнес повышение с 2006 года цены отсечения для наполнения Стабилизационного фонда до 27 долларов за баррель с 20 долларов и решение Кабинета министров об использовании доходов от нефти на увеличение выплат бюджетникам и госинвестиций.
Главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин согласен с тем, о чем говорит министр. «Недовольство Алексея Кудрина вполне правомерно, – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. – Начиная с 2005 года, когда в связи с монетизацией выросли бюджетные расходы, бюджет стал играть серьезную роль в повышении инфляции».
«Многие экономисты не раз обращали внимание на то, что с увеличением бюджетных расходов сокращается набор инструментов по борьбе с инфляцией. Остается только один – валютно-обменный курс, – объяснил Владимир Пантюшин. – И тарифы естественных монополий».
При этом Алексей Кудрин отметил, что, несмотря на рост цен на нефть, ВВП растет гораздо медленнее, чем раньше, – в 2005 году прирост цены на нефть на один доллар США за баррель приводил к увеличению ВВП всего лишь на 0,06%, тогда как в 2000 году – на 0,2%.
«Фактически это означает, что зависимость России от цен на нефть снижается, – отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. – Наличие такого стратегического ресурса, как Стабфонд, позволит поддерживать бюджетные расходы даже в случае падения цен на сырье».
Но рентабельность в топливно-энергетическом секторе превышает рентабельность экономики в целом. Это, по мнению министра, свидетельствует о нехватке стимулов для инвестирования в перерабатывающую промышленность. Негативный эффект усиливается на фоне укрепления рубля – растет ценовая конкуренция и снижается объем собственных средств предприятий для инвестиций.
Ситуацию можно было бы исправить, развивая кредитование. Но для этого нужно снижать ставку по кредитам до 5–7% годовых и увеличивать срок погашения задолженности.
Чтобы снизить ставку, необходимо добиться спада инфляции. Но эта тенденция, как отмечает Алексей Кудрин, в последние три года замедлилась на фоне сильного платежного баланса и увеличения денежного предложения Банком России из-за роста объема золотовалютных резервов.
Кроме того, правительство ослабило стерилизацию избыточной денежной массы, что привело к повышению официального прогноза инфляции в 2006–2009 годах на 0,5%.
Таким образом, попытка правительства компенсировать выпадающие частные инвестиции государственными не спасает ситуацию.
«Государственные вложения в бюджетную сферу и развитие инфраструктуры необходимы, но не могут заменить частные инвестиции и не добавляют частному сектору стимулов к инвестициям», – говорится в статье.
«Поддержка инвестиционного фона необходима», – уверен главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. Прежде всего потому что государственные и частные инвестиции направлены в разные сферы и не пересекаются. «Государственные средства идут на создание новых или поддержку действующих мощностей, тогда как частные – на развитие производства», – отметил главный экономист «Ренессанс Капитал».