Рынок легких вооружений оценили исследователи женевского Института международных исследований. В число крупнейших экспортеров стрелкового оружия также вошли Германия, Бразилия и Китай.
В мире насчитывается до 70 млн. единиц АК-47 или его модификаций. Автомат Калашникова состоит на вооружении в 82 странах и производится в 14 странах
Основными покупателями легкого и стрелкового вооружения стали США, Кипр и Германия. Ирак и Афганистан также активно скупают оружие на рынке и получают его в рамках международной кооперации. В Рособоронэкспорте отказались прокомментировать газете ВЗГЛЯД выводы экспертов. Представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству тоже затруднились оперативно оценить доклад женевского института.
Эксперты приурочили публикацию доклада «The small arms survey» к открытию международной конференции по торговле легким и стрелковым оружием. Аналитики признают, что погрешность в расчетах может быть велика. В частности, Сингапур, Пакистан, Болгария, Иран, Израиль и КНДР активно работают на рынке стрелкового оружия. Но эти страны не предоставляют полной информации об экспортно-импортных контрактах.
По международной классификации к категории стрелкового оружия и легких вооружений относятся пистолеты, пистолеты-пулеметы, автоматы, пулеметы, гранаты, гранатометы, переносные зенитно-ракетные и противотанковые управляемые ракетные снаряды
«Более 90% российского экспорта ЛСО приходится на калашниковы», – оценивает российский экспорт заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. В мире насчитывается до 70 млн. единиц АК-47 или его модификаций. Автомат Калашникова состоит на вооружении в 82 странах и производится в 14 странах на четырех континентах. Последняя официальная российская сделка – продажа в Венесуэлу 100 тыс. российских автоматов АК-103. Первая партия – 30 тысяч – уже прибыла в Каракас.
Помимо калашникова Рособоронэкспорт предлагает потенциальным покупателям пистолет Макарова (и модификацию ПММ-12) и пистолет Ярыгина. Линейка автоматов представлена калашниковыми – АК-101,102,103,104 и 105, а также автоматами АЕК-971 и АН-94 («Абакан»). На экспорт Россия предлагает снайперские винтовки Драгунова, пулеметы Калашникова – ПКМ и ПКМC на станке Степанова, а также 7,62-миллиметровые ручные пулеметы – РПК, 12,7-миллиметровый пулемет «Корд» и 7,62-миллиметровый пулемет 6П41 «Печенег».
В экспортную линейку также входят 11 гранатометов и огнеметов и боеприпасы к российскому легкому и стрелковому оружию. На экспорт также поставляются тренажеры для обучения стрельбе и лазерные имитаторы стрельбы и поражения.
В общем объеме российского экспорта вооружений ЛСО занимает всего 2–3%. По итогам 2005 года Рособоронэкспорт и уполномоченные предприятия продали вооружений и военной техники на 6 млрд. долларов, а официальный экспорт российского ЛСО, по подсчетам аналитиков, составил 100–150 млн. долларов. Америка продает легкое и стрелковое вооружение более чем на 1 млрд. долларов в год.
Увеличить долю России на рынке ЛСО может определенность с авторскими правами на автомат Калашникова. По данным МИДа России, сейчас на мировом рынке ЛСО доля России в производстве автомата Калашникова составляет всего 10–12%.
«Если бы учитывались все покупаемые в мире автоматы, то первое место, несомненно, было бы у автоматов Калашникова. Однако их выпускают множество стран, и основной процент экспорта ЛСО у того же Китая, который также входит в число крупнейших экспортеров, приходится на калашниковы, сделанные в Китае», – констатирует Александр Храмчихин.
Как заявил ранее начальник конструкторского бюро по стрелковому оружию концерна «Ижмаш» Михаил Калашников, примерно 80–90% всего нелицензионно продаваемого в мире ЛСО – контрафактные автоматы системы Калашникова.
По оценке Института международных исследований, мировой объем санкционированной торговли ЛСО составляет ежегодно около 4 млрд. долларов, а незаконной – 1 млрд. долларов.
«Легкое и стрелковое вооружение составляет значительную долю нелегального рынка, так как именно это оружие более всего востребовано террористами, повстанцами и криминальными структурами», – отмечают эксперты.
«Очень трудно отследить объемы рынка, – признает Александр Храмчихин. – Россия будет и в перспективе одним из ведущих экспортеров. Трудность в том, как отличить российские калашниковы от произведенных за границей. Стрелковое оружие даже при потере уровня технического развития можно эффективно производить и продавать», – отмечает господин Храмчихин.