Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов заявил в четверг о намерении ведомства провести исследование параметров эксклюзивных договоров между производителями соков и розничными продавцами.
Ведомство собирается выяснить, на каких условиях работают производители и продавцы безалкогольной продукции
В пресс-службе ФАС газете ВЗГЛЯД сообщили, что проверки уже идут и все они плановые. «Мы проводим много проверок, среди них и производители соков», – пояснила газете ВЗГЛЯД сотрудница пресс-службы ФАС.
Ведомство собирается выяснить, на каких условиях работают производители и продавцы безалкогольной продукции. Недавно ФАС уже возбудила дела против дочек PepsiCo и Coca-Cola по итогам проверки магазинов в Красноярске.
В ходе проверок были выявлены нарушения антимонопольного законодательства. В частности, в договорах, которые Coca-Cola и PepsiCo заключали с магазинами и другими организациями, реализующими безалкогольные напитки, были определенные условия, фактически координирующие деятельность продавцов. Эти условия, например, вводили запрет на продажу напитков конкурентов или ограничивали наценку – она не должна была превышать процент, указанный в договоре с лидерами рынка.
В пресс-службе ФАС газете ВЗГЛЯД сообщили, что для проведения проверок производителей соков уже даны распоряжения всем соответствующим территориальным органам.
Производители отнеслись к инициативе ведомства спокойно. В компании «Мултон», которая выпускает соки «Добрый», «Дары лета», Rich и Nico, сказали, что проверки – это нормальная работа государственных органов и никаких опасений по этому поводу нет.
Директор по связям с общественностью ОАО «Лебедянский» Александр Костиков уверен, что комбинату проверки не повредят. «Мы не составляем такие договоры на реализацию своей продукции», – подчеркнул Александр Костиков.
Кроме того, по мнению Костикова, в рознице не принято заключение договоров на неудобных условиях. «Сейчас ритейлеры занимают прочное положение и сами могут диктовать условия сотрудничества. К ним нельзя прийти и просто сказать, как, что и по какой цене они будут продавать», – рассказал представитель ОАО «Лебедянский».
«Эксклюзивность возможна, но не в магазинах, а в барах или ресторанах – здесь производители могут претендовать на нее», – добавил Александр Костиков.
В компании «Нидан Соки» проведение проверок оценивают как положительное явление, несмотря на то что на данный момент видимой причины проверять контракты между производителями сока и розничными сетями нет. «Подобные меры способствуют формированию здоровой конкуренции на рынке, – заявили в компании газете ВЗГЛЯД. – Кроме того, они могут служить профилактикой возможных нарушений».
Чиновники ФАС в целом согласны с мнением производителей соков. В ведомстве признают, что рынок безалкогольных напитков довольно конкурентный. По словам Андрея Цыганова, даже если доля рынка одного из производителей снизится, на рынок в целом это не окажет никакого влияния. Производители прогнозируют негативные последствия только в случае выявления существенных нарушений законодательства.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД менеджер группы корпоративной практики «ФБК*-Право» Александр Ермоленко, за нарушение антимонопольного законодательства предусматривается административная ответственность в виде штрафа на сумму до 20 тыс. долларов в рублях. Но возможны и другие неблагоприятные последствия. «По иску ФАС суд может признать заключенную сделку недействительной. Но для этого антимонопольная служба сначала должна доказать, что сделка ограничивает конкуренцию», – рассказал специалист.
«Это нельзя считать судебной практикой, таких исков единицы. Из-за ступенчатости процедуры ФАС предпочитает штрафы», – добавил Александр Ермоленко.
После оплаты штрафа компания должна получить в антимонопольной службе соответствующую бумагу, которая легализует сделку, за которую уплачен штраф, и может работать дальше по действующему контракту.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ