О новом маршруте сообщили «Интерфаксу» в ООО «Центр управления проектом ВСТО» («ЦУП ВСТО», дочернее предприятие Транснефти).
Экологические требования
Увеличение длины нефтепровода обойдется Транснефти в дополнительные 500 млн. долларов
«Данный вариант полностью отвечает высоким требованиям, выдвигаемым к проекту ВСТО, - отметил представитель ЦУП. - Маршрут проложен в соответствии с поручением президента России по переносу трассы из водосборной зоны Байкала».
В центре управления проектом отметили, что во вторник декларация о намерениях по проекту «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» была одобрена администрациями Иркутской и Амурской областей. 29 мая декларация будет представлена в Якутске. В случае ее одобрения проектные организации приступят к разработке технического обоснования проекта. Презентация декларации - это начало большой работы по изменению трассы ВСТО, отмечают в ЦУПе.
«Несмотря на общее удлинение трассы трубопроводной системы «ВСТО» примерно на 370 километров, удельная стоимость строительства значительно снижается по сравнению с территорией в пределах Байкальской рифовой зоны, а также повышается экологическая безопасность и надежность проекта в целом», - подчеркнул представитель компании.
Нефтепровод обойдет водоохранную зону озера на участке Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Тында (Амурская область) и далее будет идти по планируемому ранее маршруту до Сковородино (Амурская область).
Предполагаемая трасса в районе Усть-Кута (на 570-620 км нефтепровода) пойдет на северо-восток по левому берегу реки Лена в обход города Ленска с северной стороны. Далее она меняет направление на юго-восточное, пересекает Лену и проходит до Тынды. Точка присоединения к ранее запроектированному маршруту пока точно не определена.
Из нескольких вариантов новый маршрут выбран как наиболее благоприятный с точки зрения условий реализации – строительства объекта и дальнейшей эксплуатации, экологической безопасности и экономической целесообразности. Длина перепроектируемого участка составит около 1,92 тыс. километров.
По мнению специалистов Транснефти, представленный проект имеет ряд преимуществ. Среди них - благоприятный рельеф, наименьшее количество пересечений с водотоками, сейсмичность не более шести баллов. Прокладка нефтепровода через Лену дает возможность использования реки в качестве транспортной магистрали для доставки грузов и техники.
Потребность в земельных ресурсах на краткосрочную аренду (для мероприятий и сооружений в процессе строительства) составляет для проекта более 21 тыс. га. Ориентировочная потребность в земле, отводимой на долгосрочную аренду (для эксплуатации нефтепровода) – около 1,8 тыс. га.
Близость к месторождениям
Трасса нефтепровода проходит в непосредственной близости от осваиваемых месторождений, расположенных на юге Республики Саха |
Транспортировка грузов для строительства будет осуществляться железнодорожным и водным транспортом. Будет использоваться станция и причалы в Усть-Куте, причалы в Киренске, на Витиме. Устройство дополнительных проездов и дорог круглогодичной транспортной сети, вертолетных площадок обеспечит развитие транспортной инфраструктуры региона.
Трасса нефтепровода проходит в непосредственной близости от осваиваемых месторождений, расположенных на юге Республики Саха, что мотивирует нефтяные компании ускоренными темпами осваивать и вводить в эксплуатацию новые месторождения, администрации регионов – вводить в оборот новые лицензионные участки, считает заместитель генерального директора ЦУП ВСТО Дмитрий Огульчанский.
В целом это существенно улучшит экономические показатели проекта, отметил Огульчанский.
По оценке аналитика МДМ-Банка Андрея Громадина, увеличение длины нефтепровода обойдется Транснефти в дополнительные 500 млн. долларов. Ранее говорилось, что в целом строительство ВСТО оценивается в 11,5 млрд. долларов. Первый его этап предполагает строительство трубы от Тайшета до Сковородино. Первоначально предполагалось, что стоимость первого этапа составит 6,5 млрд. долларов. Однако после того как предполагаемая трасса трубопровода была перенесена за пределы водозаборной зоны Байкала, стоимость пересматривается: Транснефть планирует в течение года подготовить новое ТЭО строительства. Конечный пункт нефтепровода (на побережье Тихого океана) планируется выбрать осенью текущего года.
Предложенный первоначально Транснефтью вариант предусматривал прокладку нефтепровода в 800 метрах от Байкала. В связи с поручением президента России Владимира Путина провести участок нефтепровода ВСТО в районе северной окраины Байкала за пределами водозаборной зоны – более чем в 40 км от озера – Транснефть приступила к проектным работам по изменению маршрута нефтепровода.
«Новый маршрут выбирался, наверняка, с учетом двух факторов: географических особенностей местности и близости к месторождениям Восточной Сибири. Проект рассчитан на перспективу, а пока нет оснований думать, что потребность в энергоресурсах будет падать, ценовая конъюнктура изменится. А именно эти факторы будут определять рентабельность проекта», – считает Громадин.
Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки нефти сибирских месторождений на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.
Между тем Транснефть получила первый транш кредита Сбербанка России в размере 20 млрд. рублей для начала строительства ВСТО, и во вторник стало известно, что уже проложено более трех километров трубы в Иркутской области.