Министр экономики Голландии Лорен-Ян Бринкхорст сообщил, что Газпром заинтересован в покупке голландских электроэнергетических компаний. Идут переговоры между Газпромом и алжирским энергетическим холдингом Sonatrach. Кроме того, развитие получили переговоры о выходе российского газового гиганта на рынок США. А в понедельник стало известно, что Газпром рассматривает возможность покупки контрольного пакета акций в немецкой Concord Power GmbH & Co. Lubmin KG.
Минус одна акция
Участие в проекте строительства крупнейшей электростанции мощностью 1,2 тыс. МВт позволит Газпрому выйти на рынок Германии
Не все инициативы Газпрома встречают понимание со стороны иностранных потенциальных партнеров. Бринкхорст сказал, что правительство Голландии не имеет ничего против выхода Газпрома на внутренний рынок и рассматривает возможности разрешить Газпрому заключать сделки слияний и поглощений.
Дело в том, что правительство Нидерландов разработало специальный план развития газовой и энергосистем голландскими энергетическими компаниями. По нему произойдет разделение видов экономической деятельности, а именно отделение энергосистемы от производства и коммерческой деятельности, передает Reuters.
Энергосистему правительство планирует оставить в собственности государства, а коммерческую деятельность открыть для иностранных компаний. Естественно, представители голландских энергопредприятий опасаются, что это приведет к их ослаблению и сделает легкой добычей для иностранных компаний.
Великобритания также не спешит заключать с Газпромом договоры о полноценном партнерстве, однако кое-какое продвижение в переговорах по этому вопросу есть. Недавно состоялись переговоры Алексея Миллера и гендиректора компании BG Group Фрэнка Чэпмана.
Британская нефтегазовая компания BG Group, 100% акций которой принадлежит нефтегазовой корпорации British Gas, обладает большими возможностями для поставок сжиженного природного газа (СПГ) в США. В Северной Америке BG Group имеет 5 терминалов СПГ, еще 4 находятся на стадии строительства. Газпром заинтересован в поставках газа со Штокмановского месторождения и проекта «Балтийский СПГ».
Первую поставу СПГ на американский рынок Газпром произвел 2 сентября 2005 года. Поставка была осуществлена на основе контрактов с компаниями BG Group и Shell Western BV. В соответствии с этими контрактами СПГ был приобретен у BG Group и продан Shell Western BV для реализации на рынке США.
Участие в проекте строительства крупнейшей газовой электростанции мощностью 1,2 тыс. МВт позволит Газпрому выйти на рынок конечного потребителя в Германии.
Одновременно есть информация о достижении договоренности между Газпромом и германским концерном BASF о том, что эта немецкая компания получит 35% в проекте по разработке Южно-Русского газонефтяного месторождения. В обмен Газпром увеличит с 35% до 50% минус одна акция свою долю в европейском сбытовом СП WINGAS, а также получит доли участия в проектах дочернего предприятия BASF Wintershall в Ливии.
Создание новых реакторов
Генеральный директор итальянской ENI Паоло Скарони |
Также стало известно, что Газпром рассматривает возможность покупки контрольного пакета акций в другой немецкой компании – Concord Power GmbH & Co. Lubmin KG, передает «Интерфакс» со ссылкой на Die Welt. Эта компания занимается проектом строительства электростанции в городе Любмине близ Грейфсвальда – конечной точке Северо- Европейского газопровода (СЕГ).
В Великобритании же правительство страны в ответ на заявление Газпрома о желании приобрести компанию Centrica озвучило намерение изменить законодательство в области слияний и поглощений. Это, в свою очередь, вызвало незамедлительную реакцию Газпрома. Алексей Миллер предупредил, что компания развернется на 180 градусов и направит свой газ на рынки Китая и Северной Америки. Миллер недвусмысленно заявил, что палки в колеса Газпрому Европе лучше не ставить.
ЕС очень обеспокоен перспективами зависимости от российского газа – зимние перебои с поставками, вызванные конфликтом с Украиной, заставили государства Евросоюза призадуматься – не может ли то же самое произойти и с ними. До сих пор в Европе не склонны доверять российскому поставщику, зависимому, по мнению многих, от политических амбиций России.
Раздаются призывы перейти на атомную энергию: сейчас около 30% европейской энергии производится на АЭС. Однако без создания новых реакторов эта доля может упасть до 19%. К слову, в атомной энергетике наша страна также осуществила ряд шагов, чтобы захватить большую часть рынка.
Страх Европы вызывает усиление позиций Газпрома. Одним из сигналов стали переговоры Газпрома с Sonatrach, алжирским государственным энергохолдингом, которые могут привести к созданию газового картеля. Паоло Скарони, генеральный директор итальянской ENI, считает, что к 2010 году 40% итальянского импорта газа будет приходиться на Россию и 35% – на Алжир.
Впрочем, отмечается, что угроза Газпрома повернуться в сторону Северной Америки и Китая не так страшна: европейский рынок также нужен Газпрому, как и Европе – российский газ. Пока поставки нашего газа на другие рынки достигнут европейских объемов, пройдут десятилетия.