«Мы надеемся, что во время визита в КНР российского президента в марте этого года сможем подписать соответствующий документ о строительстве ответвления от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) на Китай», – сказал «Интерфаксу» источник в CNPC, принимающий участие в переговорах.
Большое удовлетворение
Китайские руководители хотели бы, чтобы контракт был подписан во время визита в Китай президента РФ Владимира Путина в марте 2006 года
Собеседник агентства отметил, что «в настоящее время между двумя компаниями поддерживаются постоянные контакты». Документ планируется подготовить на основании меморандума о строительстве ответвления, который был подписан сторонами осенью 2005 года.
В документе, содержание которого не разглашается, предусмотрен «комплекс мер, включая финансовые, которые CNPC и Транснефть должны принять в ближайшее время», сообщил источник. На днях анонимный источник, близкий к правительственным кругам Китая, сообщил «Интерфаксу», что руководство этой страны стремится к скорейшему заключению соглашения с Россией о строительстве ответвления от нефтепровода ВСТО на Китай.
«В Китае понимают, что в связи с нынешними условиями в России контракт на строительство российско-китайского нефтепровода должен быть заключен между уполномоченными компаниями, а не на правительственном уровне, – подчеркнул источник. – В связи с этим китайские руководители хотели бы, чтобы контракт был подписан в присутствии высших руководителей двух государств во время визита в Китай президента РФ Владимира Путина в марте 2006 года».
По оценке источника «Интерфакса», «в таком случае это станет определенной гарантией для Китая в том, что российская сторона будет в полном объеме выполнять обязательства по строительству нефтепровода».
«Китай с большим удовлетворением воспринял заявления российского руководства о строительстве ответвления на Китай, однако последовавшая за этим пауза и отсутствие до настоящего времени окончательного решения вызывает непонимание у китайской стороны», – отметил чиновник в Пекине. По его словам, строительство нефтепровода на Китай имеет большое значение для обеспечения энергетической безопасности Китая.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве трубопроводной системы ВСТО 31 декабря 2004 года. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть».
На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. Стоимость этого этапа строительства нефтепровода оценивается в 7,9 млрд. долларов.
На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. В случае строительства ответвления на Китай в китайском направлении будет поставляться 30 млн. тонн нефти в год, по маршруту Сковородино – Перевозная – 50 млн. тонн.
Разница цен
Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко |
Но несмотря на продление экологической экспертизы, подготовка проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» пока укладывается в намеченные сроки, считает министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
Возможно, желание ускорить строительство ответвления ВСТО на Китай найдет отклик и у российской стороны. В интервью, опубликованном в «Российской газете» в среду, министр Христенко заявил, что к 2020 году Россия планирует «резко переориентировать объемы экспорта нефти и газа в страны АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона)».
«Для этого сегодня активно разрабатываются гигантские по масштабам залежи нефти и газа на Сахалинском шельфе, на Камчатском участке, – рассказал министр. – Кроме того, в поле нашего зрения находится новая нефтяная и газовая провинция на Востоке Сибири, которую еще только предстоит освоить с помощью проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан».
По словам Христенко, АТР – самый бурно растущий рынок в энергетическом мире. «С одной стороны, в этой точке планеты находятся такие крупнейшие страны с развивающимися экономиками, как Китай и Индия, – пояснил Христенко. – С другой – по сравнению с европейскими странами, политика которых в сфере энергетики сегодня направлена на регулирование и даже ограничение спроса, энергосберегающие технологии, азиатские страны, напротив, будут потреблять энергии все больше».
«Причем это коснется не только традиционного рынка углеводородов, нефти и газа, но и электроэнергетики, – уверен глава Минпромэнерго РФ. – Поэтому роль стран АТР и их значение в мировой энергетике будут только расти». Кроме него, схожее заявление в конце прошлого года сделал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, но им руководили и другие соображения, нежели высказанные Виктором Христенко.
«Для того чтобы ликвидировать несправедливость, связанную с ценой нефти сорта Urals, мы сделаем так, чтобы Европа больше не получала слишком много российской нефти, – пообещал он. – Новые нефтепроводы в сторону Китая перенацелят российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай. После этого разница между ценой на нефть марки Urals и на нефть сорта Brent будет той же, что и раньше», – уверен президент ОАО «ЛУКОЙЛ».
Поставки из России Китаю тоже очень важны, особенно учитывая последние события в Нигерии. Так, теракты боевиков вынудили Royal Dutch/Shell снизить экспорт нефти из Нигерии на 455 тыс. баррелей в день, а в процентном отношении – на 20%, сообщил ИТАР-ТАСС накануне в Лагосе представитель нефтяной компании.