Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s опубликовало результаты ежегодного исследования прозрачности российских компаний.
Некоторые улучшения происходят, но общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации
Полученные данные свидетельствуют о том, «что, хотя некоторые улучшения и происходили, общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации».
В исследовании прозрачности российских компаний использовалась анкета из 106 пунктов, которая была поделена на блоки и далее на субкомпоненты. Субкомпонентов было шесть – структура собственности, права акционеров, операционная и финансовая информация, информация о совете директоров и менеджменте, информация о вознаграждении менеджмента и членов совета директоров.
В исследование вошли 70 компаний – на 16 больше, чем в предыдущем году. По словам аналитика Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Рината Кирдань, большинство участников – это крупные и наиболее ликвидные компании, большая часть которых это компании топливно-энергетического сектора, энергетические и телекоммуникационные компании.
«В среднем все сектора экономики представлены примерно одинаковым числом участников. Исключение составили банковский сектор с одним «Сбербанком» и информационные технологии, которые представлены РБК и Rambler Media», – объяснил газете ВЗГЛЯД Ринат Кирдань.
Результаты исследования свидетельствуют о стагнации процесса повышения прозрачности российских компаний. Абсолютный рост составил всего 3% и достиг отметки 53%. «Большая часть этого роста перекрывается изменением методологии исследования, в связи с чем чистый рост сравним с нулем», – рассказал представитель S&P.
Отсутствие движения Ринат Кирдань объяснил влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся изменения методики и состава выборки. «Новые компании несколько менее прозрачны, а по 50 компаниям, вошедшим в исследования этого и прошлого годов, прозрачность повысилась почти на 1%», – рассказал Ринат Кирдань.
Среди внешних причин торможения роста прозрачности – недостаточное количество внешних стимулов повышение транспарентности. «У большинства крупных компаний в России дела в целом идут неплохо, и это не мотивирует участников рынка повышать свою прозрачность. К тому же слабо меняется среда регулирования в области раскрытия информации», – добавил представитель агентства.
Прогрессом с точки зрения Standard & Poor's стало улучшение в области раскрытия структуры собственности. Доля раскрытых концентрированных частных пакетов (принадлежащих одному собственнику) в совокупной частной собственности в этом году достигла 34% по сравнению с 28% годом ранее. Но далеко не все владельцы крупных компаний готовы к тому, чтобы сообщить о принадлежащих им пакетах, – по меньшей мере 21% частной собственности не раскрыт.
Крупные пакеты акций компаний по-прежнему остаются в частной собственности. На долю компаний, акционер которых владеет контрольным пакетом акций, приходится 87% совокупной рыночной капитализации компаний, включенных в выборку.