Следует отметить, что российское правительство в прошлом году уже инвестировало средства Стабфонда. Тогда в качестве гарантов выступили облигации американского государственного займа и еврооблигации. В итоге из-за сильной инфляции как в Америке, так и в Европе эти вложения в чистом виде не принесли ничего. Инфляция США по прогнозам специалистов в 2005 году должна составить около 4%, и именно эти 4% ожидаются в качестве прибыли по американским облигациям. Инфляция в Европе к концу 2005 года по прогнозам самих европейцев может достигнуть 3%, а прибыль по еврооблигациям – не более 5%. Российские вложения в эти ценные бумаги оказались фактически замороженными.
Необходимо приумножить
К 1 февраля 2006 года в запасе окажется 1 триллион 425,6 миллиарда рублей
В четверг заместитель председателя ЦБ РФ Константин Корищенко сообщил журналистам, что отредактированный механизм управления средствами Стабфонда будет представлен в виде постановления правительства и соглашения между Центральным банком и Минфином. Сроки появления документа чиновник не указал, сказав лишь, что «как будут готовы, так и представим».
Объем средств в Стабилизационном фонде страны растет. По данным Минфина, к 1 февраля 2006 года в запасе окажется 1 триллион 425,6 миллиарда рублей, что на 857,5 миллиарда больше, чем в прошлом году. А к 2007 году страна накопит 2 триллиона 242,3 миллиарда рублей.
Согласно пожеланиям президента страны тратить деньги Стабфонда можно только на выплату внешнего долга. И ЦБ, и Минфин согласны с тем, что оборот любой части средств из Фонда на внутреннем рынке создает риск резкого увеличения темпов инфляционного роста.
В то же время пока цены на нефть находятся на высоком уровне, сумма накоплений в Стабфонде растет. Но если цены упадут, процесс накопления остановится. В случае если средства фонда будут израсходованы к тому моменту, когда сырая нефть подешевеет (а гарантий того, что цены останутся высокими, нет), то при наличии бюджетного дефицита и укреплении рубля существует вероятность повторения ситуации августа 1998 года, сообщил газете ВЗГЛЯД главный экономист компании UFG Ярослав Лисоволик.
Чтобы не допустить этого, все деньги, поступающие в Стабилизационный фонд и превышающие неприкосновенный запас объемом 500 млрд. рублей (порядка 18 млрд. долларов), частично размещаются в Инвестиционном фонде или расходуются на выплату внешнего долга.
Для обеспечения минимального роста и одновременно сохранности российских запасов Центробанк и Министерство финансов уже почти год пытаются придумать способ вложения капитала страны.
На свой страх и риск
Министр экономического развития и торговли Герман Греф |
Относительно нового документа, в котором будет изложен механизм управления Стабфондом, Константин Корищенко сообщил, что будут изменены условия по хранению ценных бумаг, в которые разрешено инвестировать средства Стабфонда. Зампред ЦБ заявил, что, изменив условия, можно будет избежать риска, связанного с возможностью оспорить в судебном порядке размещение активов на счетах в разных депозитариях, кроме счета Минфина.
Начальник аналитического отдела компании «Интерфинтрейд» Алексей Логвин сообщил в интервью ВЗГЛЯДу, что «вероятность ареста счетов имеет исторический прецедент» (имеется в виду случай со швейцарской компанией Noga и задержкой российских самолетов в Ле-Бурже в 2004 году). «Но возможность повторения ситуации не так велика, и опасения Корищенко скорее гипотетические, чем реальные. Скорее всего чиновник ЦБ хотел сказать о рисках размещения средств в целом», полагает эксперт.
Работая над вариантами инвестирования стабилизационных денег, Минфин и Центробанк предполагали покупку облигаций 14 стран – Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. Каждой из них присвоен инвестиционный рейтинг самого высокого класса по системе агентств Fitch Ratings, Standard & Poor's и Moody's Investors Service, что гарантирует минимальный процент риска.
Отечественные финансисты, как и управленцы других стран, моделируя механизм управления Стабилизационным фондом, ориентируются на положительный опыт Норвегии, которая применила подобную практику около 30 лет назад.
«Норвежский способ оправдал себя, – сообщил Алексей Логвин, – поэтому вложения в низкорисковые бумаги с минимальными процентами считается хорошим тоном».
«Удивительно, что ЦБ и Минфин так долго не могут принять соответствующее решение, – говорит экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. – По сути, ЦБ делает примерно то же самое, покупая доллары и вкладывая их в иностранные облигации под небольшие проценты. А Минфин вместо получения небольших процентов с вкладов экономит на процентах по выплате внешнего долга, рассчитываясь большими «партиями».
Эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, уверены в том, что инвестирование средств из Стабфонда во внутренний рынок противоречит основной функции Стабфонда по стерилизации денежной массы и снижению инфляционного роста. Поэтому для того чтобы сохранить и приумножить запасы страны, не провоцируя скачок потребительских цен, разрабатывается особый инструментарий, то есть инвестирование стабилизационных средств в облигации за рубежом.