Тем временем намерение одного из крупнейших на российском рынке производителей сигарет увеличить объем производства и занять положение лидера к 2010 году поставлено под сомнение экспертами и конкурентами.
«Делать сигареты легко, но увеличить объем производства - это не значит стать первыми», - сказал газете ВЗГЛЯД управляющий по связям со СМИ компании Japan Tobacco International (JTI) Анатолий Верещагин.
Достойная сумма
Пятерка зарубежных лидеров контролирует 90% рынка, оставшиеся 10% приходятся на долю отечественных производителей
В результате миллионных вложений вместо 80 млрд. сигарет на рынок будет поступать 115 млрд. табачных изделий в год. В рамках кампании по увеличению объема производства ВАТ намерена закупить новое оборудование для трех табачных фабрик в Москве, Саратове и Санкт-Петербурге, где уже ведется строительство логистического центра стоимостью 20 млн. долларов.
Российский табачный рынок поделен между пятью крупнейшими производителями, в числе которых Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International (JTI), Gallaher и Imperial Tobacco. Пятерка зарубежных лидеров контролирует 90% рынка, оставшиеся 10% приходятся на долю отечественных производителей.
По состоянию на 2005 год доля рынка BAT составляет 20,7% и опережает компанию только Philip Morris, которой принадлежит 26,7%. Но положение второй крупнейшей компании ВАТ не устраивает, и производитель намерен опередить своего главного конкурента, заняв к 2010 году свыше 26% российского рынка.
Сумму, которую американские табачники собираются вложить в развитие производства, опрошенные газетой ВЗГЛЯД аналитики оценивают как достойную. В целом за 10 лет присутствия на отечественном рынке ВАТ инвестировала в свое производство порядка 520 млн. долларов. Для сравнения: с 1993 года компания Philip Morris вложила в экономику России 800 млн. долларов, а та же статья расходов у JTI с 1993 по 2005 год составила 638 млн. долларов.
Благодаря многомиллионным инвестициям компания ВАТ сможет увеличить объем производства, но, по мнению управляющего по связям со СМИ компании JTI Анатолия Верещагина, это самое простое, что можно сделать в табачном секторе. «Делать сигареты легко, но увеличить объем производства - это не значит стать первыми. Емкость рынка ограничена, и основная трудность состоит в реализации того, что произведено сверх нужд потребителей. Необходимо переориентировать покупателей на свою продукцию, поэтому основная борьба разворачивается на рынке, а не на производстве», - сказал газете ВЗГЛЯД Верещагин.
Однако, по мнению независимого эксперта Дмитрия Сорина, у ВАТ все же есть шанс увеличить объем продаж своей продукции за счет ущемления региональных производителей.
Положение лидера
Измерение веса сигарет - часть контроля качества выпускаемой продукции (фото ИТАР-ТАСС) |
Небольшим производственным компаниям, оперирующим на десятой части табачного рынка, становится все труднее удержаться на плаву. В частности, потому что их продукция продается только в том регионе, где расположено производство. Это свидетельствует о слабости дистрибьюторской сети, которой может воспользоваться крупный производитель. «Но если таким образом и можно увеличить объем продаж, то не настолько, чтобы занять место крупнейшего производителя сигарет в России», - считает Сорин.
В компании Business Analytica согласны с тем, что если ВАТ и сможет увеличить рыночную долю, то это произойдет не за счет мощностей своего основного конкурента или других международных компаний, а за счет относительно небольших региональных производителей.
Большинство экспертов подтверждают, что положение лидера среди производителей сигарет принадлежит Philip Morris – объем доли рынка компании почти на 10% выше, чем у ВАТ и JTI. Возможно поэтому намерения одного из конкурентов не смущают компанию. В интервью газете ВЗГЛЯД управляющий по связям со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол заявил, что компания является лидером «по доле рынка, объему производства, а также в наиболее быстро развивающихся ценовом и вкусовом сегментах». Более того, производитель рассчитывает на усиление позиций в будущем.
В целом, по мнению одного из участников рынка, табачные компании переживают не лучшие времена. Роста числа курильщиков в 2004 году относительно 2003-го зафиксировано не было благодаря усилиям общественных фондов и организаций по борьбе с курением. Соответственно целевая аудитория потребителей сигарет сократилась, в связи с чем большинство производителей сейчас пытается удержать уровень продаж от падения, используя в основном послабления в законодательстве о рекламе табачных изделий.