Если концерн Ford сумеет приспособиться к изменившимся условиям на мировом рынке автомобилестроения, ему удастся справиться с кризисом, считают эксперты.
Азиаты оккупировали Штаты
В апреле Ford Motor объявила о снижении прибыли компании на 20%. Это уже второе подобное заявление за текущий год. По итогам первого квартала прибыль компании до уплаты налогов составила 579 млн. долларов – это в два раза меньше аналогичного периода прошлого года. Из-за растущих цен на бензин и стагнации фондового рынка американцы стали реже менять автомобили. А совершая покупку новой машины, они все чаще отдают предпочтение азиатским моделям.
Объем продаж Nissan в США в этом году вырос по сравнению с прошлым годом на 10%, Toyota - 11%, Suzuki Motor Corp - на 17,6%. Корейская компания Hyundai продала на 19% машин больше, чем год назад. На этом фоне два крупнейших автоконцерна Америки - General Motors и Ford Motor – вынуждены сокращать объемы своего производства.
Из-за возникших проблем, Ford объявил о сокращении 1700 сотрудников своей компании. Однако, эта мера вряд ли спасет ситуацию - финдиректор компании объявил, что «проблемы продолжают расти». Ford рассмааривает возможность массовых сокращений штата на своих предприятиях по всему миру.
Кризис концерна заставил агентство Standard & Poor's снизить рейтинг компании до уровня «ниже инвестиционного». Это означает, что долги Ford теперь представляют собой так называемые «мусорные облигации». Облигации с таким рейтингом стараются не покупать инвестиционные фонды, придерживающиеся осторожной политики вложения средств. Как показывает практика, такой рейтинг часто получают компании, находящиеся на грани дефолта.
В России любят фокусы
Ford Focus |
На новую модель Ford Focus II очередь расписана до начала четвертого квартала, хотя продажи начнутся только в конце этого месяца. По словам вице-президента Ford в России Сергея Богданова, уже получено 14 100 предварительных заказов на автомобили, которые всеволожский завод начал собирать только в мае.
Вдохновленный успехами, президент Ford of Europe Джон Флеминг объявил, что в начале следующего года компания инвестирует 30 млн. долларов на расширение российского производства. Цель – выпустить 60 тысяч автомобилей уже в 2006 году, то есть почти в двое больше по сравнению с этим годом. При этом расширять модельный ряд компания не планирует. “Мы намерены сконцентрировать свое внимание на производстве второго поколения Ford Focus, который пользуется большим успехом в России”, — заявил Флеминг.
Светлое российское будущее
«Компания находится на подъеме, наша прибыль и объемы продаж постоянно растут, - сказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Ford в России Екатерина Кулиненко. – Поэтому никаких изменений, связанных с трудностями «Форда» в Америке, в настоящее время у нас нет». Успех форда в России обусловлен отчасти и общим автомобильным бумом, особенно на модели стоимостью выше 10 тысяч долларов. Кроме того, российский Ford интегрирован в Ford of Europe, что также, по словам Кулиненко, делает будущее форда в России более независимым от ситуации на американском рынке.
«Все зависит от силы кризиса, - не согласен аналитик группы компаний «Регион» Евгений Шаго. – Модели во Всеволожске собираются из импортных деталей, поэтому резкое сокращение производства может повлиять на развитие российского «Форда».
Слова Кулиненко о растущей прибыли многие эксперты ставят под сомнение. По некоторым данным, в 2004 году прибыль компании составила около 830 млн. руб., а чистая прибыль — 332 млн. руб. Но продажа всеволожских Focus принесла Ford только 10,5 млрд. руб. Остальную выручку компания получила за счет импорта автомобилей, запчастей и сервисных услуг.
По подсчету аналитиков, рентабельность бизнеса Ford в России составила в прошлом году лишь 1,4%, в то время как у "АвтоВАЗа" - 4%.
В компании эти цифры не комментируют, ссылаясь на то, что информация о прибыли является коммерческой тайной. Также внутренней являются и сроки окупаемости всеволжского завода. Но в радужных перспективах российского производства в компании не сомневаются.
«Ford займет значительную нишу на российском рынке. Для этого потребуется два-три года, - считает аналитик Евгений Шаго. – Здесь азиатские машины «Форду» не конкуренты». По мнению аналитика, самая дешевая комплектация нового Focus — хетчбэк Ambiente с двигателем 1,4 л стоимостью 11 720 долларов не имеет аналогов в России.
Значительный рывок Ford сделает, когда придет пора менять первые российские «Форды», считает специалист из «Региона».
«Когда люди через пару лет заходят поменять машину на более новую, они наверняка снова обратят свое внимание на Ford Focus», - уверенно сказал Евгений Шаго.