Среди потребителей распространено мнение, что Ситибанк живет одними штрафами, однако, по мнению аналитиков, это не так. И формальное расширение количества офисов с помощью ФГУП «Почта России» должно избавить и клиентов, и сам Ситибанк от неожиданных штрафов. Но проблема не только в отсутствии достаточного количества банкоматов.
Никакой комиссии
На днях Ситибанк предложил своим клиентам погашать задолженности по кредитам через почтовые отделения
Все больше банков заключают соглашения с ФГУП «Почта России». Благодаря этому они расширяют спектр услуг, предоставляемых своим клиентам. Одна из таких услуг – возможность погашения задолженности по кредитным картам и потребительским кредитам. В пресс-службе Почты России корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сообщили, что предприятие работает со многими банками, среди которых «Русский Стандарт», Home Credit & Finance Bank, Росбанк, «Ренессанс Капитал», Финансбанк и Райффайзенбанк. Более того, «до конца 2005 года Почта России планирует заключить соглашение с двадцатью крупнейшими банками России, которые занимаются потребительским кредитованием.
К крупнейшим банкам-партнерам Почты России теперь относится и Ситибанк. На днях он предложил своим клиентам погашать задолженности по кредитам через почтовые отделения. Никакой комиссии за перевод средств или какой бы то ни было другой дополнительной платы за эту операцию с клиентов Ситибанка взиматься не будет.
Подробные условия соглашения прояснить не удалось. Они могут зависеть от объема переводимой суммы или числа переводов – стороны оговаривают это между собой, сообщил один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным. В пресс-службе ФГУП «Почта России» сказали, что все расходы по проведению почтовых операций несет Ситибанк. Выгода в том, что эти расходы меньше, чем затраты на открытие новых отделений или банкоматов.
Охотник за деньгами
До заключения соглашения с ФГУП «Почта России» пользователи кредитных карт Ситибанка испытывали массу неудобств (фото ИТАР-ТАСС) |
До заключения соглашения с ФГУП «Почта России» пользователи кредитных карт Ситибанка в интернет-форумах часто жаловались на массу неудобств. Якобы внести плату за пользование кредитом можно было только в отделениях банка. Кроме того, уведомления о необходимости проведения этой операции приходили с опозданием или не приходили вовсе. Дело в том, что вместо обещанных 50 дней льготного периода пользования кредитом (в случае с кредитной картой) клиенты получали 20, о чем узнавали, только когда штрафные проценты за неуплату суммы долга уже начислялись.
Нередко, пользуясь возможностью оплатить кредитную задолженность через банкомат Ситибанка, клиенты обнаруживали, что на счет зачислена сумма в 10 раз меньше той, которая была опущена в конверте. О случаях, когда банк расследовал такие ситуации, пока неизвестно.
В результате соглашения, заключенного с Почтой России, пользователи кредитных карт Ситибанка смогут платить по кредиту в любом из 40 тысяч почтовых отделений страны, заполнив бланк перевода.
Жесткие штрафные санкции, применяемые Ситибанком в отношении своих клиентов, вызывали подозрение в том, что банк фактически живет за счет них. В интервью газете ВЗГЛЯД Елена Ширинская, руководитель департамента денежной политики Европейского трастового банка, сообщила, что с точки зрения экономики штрафы, конечно, приносят «какие-то деньги», но они составляют незначительную часть баланса кредитной организации и несопоставимы с объемом резервов, которые должны быть у банка, чтобы кредитовать граждан. «Суммы, которые банк получает на штрафах, нельзя рассматривать как доход, они скорее являются показателем некачественного кредитного портфеля организации», - сообщила Ширинская.
Начальник кредитного управления Транс Капитал Банка Ольга Банных согласна с тем, что денежные показатели за счет штрафов не увеличиваются. «Жесткая система штрафов невыгодна банкам, – пояснила она. – Высокие проценты по малейшему поводу приводят к тому, что кредиты уходят на просрочку, ухудшая банковские показатели».
А вот за счет создания дополнительных возможностей погашения кредитных задолженностей банк может повысить свою гарантированную доходность без ужесточения санкций.
И все же, как увеличение числа доступных «банкоматов» отразится на своевременности уведомления клиента – так и осталось непонятным. Ответа от пресс-службы Ситибанка газета ВЗГЛЯД не дождалась.