На рынке уверены, что Роснефть стоит не больше 30 млрд. долларов. «Скорее всего эта оценка не учитывает долгов компании, – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Если вычесть долги, равняющиеся 20 млрд. долларов, то получится сумма в 30 миллиардов, что вполне реально. Хотя, по нашим оценкам, Роснефть без долгов стоит 26-27 млрд. долларов».
За пределами РФ
Информация об оценке Роснефти Deloitte & Touche еще не подтверждена официально, поэтому возможно, что утечка о ее стоимости была допущена с целью определения реакции рынка
Инвестбанк Morgan Stanley в середине 2005 года, перед покупкой Роснефтегазом акций Газпрома, оценил Роснефть в 26 млрд. долларов. Как отметил газете ВЗГЛЯД аналитик ИФ «Олма» Игорь Додонов, информация об оценке Роснефти Deloitte & Touche еще не подтверждена официально, поэтому вполне возможно, что утечка о стоимости Роснефти была допущена с целью определения реакции рынка. Официально озвученная цифра может быть и другой, менее впечатляющей.
«Не совсем ясно, представляют ли 50 миллиардов стоимость самой компании (включая долг и доли миноритариев), или только акционерную стоимость Роснефти, - сомневаются аналитики «Атона». – Если верно первое предположение, мы склонны оценивать подразумеваемую стоимость акционерного капитала Роснефти в 31-35 млрд. долларов исходя из размера долга и доли миноритариев на конец 2004 года, что, по нашему мнению, является вполне реалистичной оценкой. Однако оценка акционерного капитала на уровне 50 млрд. долларов, на наш взгляд, явно завышена», - заявили эксперты.
«Обнародованная цена в 50 млрд. долларов, безусловно, впечатляет», - отмечают аналитики ИФК «Солид». Исходя из ожидаемого на конец года уровня производства углеводородов в 590 млн. boe, Deloitte & Touche оценил баррель добычи компании примерно в 85 долларов. Для сравнения: среднегодовая цена барреля Urals в нынешнем году находится в районе 50 долларов, а максимальная цена барреля добычи ЛУКОЙЛа в текущем году составляла чуть более 75 (сейчас на 10 долларов ниже), при этом система from wellhead to marketplace (от месторождения до рынка) у ЛУКОЙЛа выглядит куда более диверсифицированной. С чем связана подобная премия к цене без наличия достаточной информации о методах и допущениях, применяемых в расчетах оценщиками, достоверно судить невозможно, рассуждают в инвестиционно-финансовой компании «Солид».
По данным ИФК «Солид», исходя из текущего пропорционального разделения долей в общей производственной деятельности компаний целевая стоимость Пурнефтегаза составит примерно 7,6 млрд. долларов (во вторник капитализация в РТС - 4,3 млрд. долл.), Сахалинморнефтегаза - 1,9 млрд. (825 млн.), Ставропольнефтегаза - 585 млн. (210 млн.), Краснодарнефтегаза - 1,33 млрд. долларов (375 млн.). «Нельзя исключать того, что главными драйверами высокой оценки Роснефти стали показатели не текущего, а прогнозного и постпрогнозного периодов», - отмечают аналитики «Солида».
При этом основная доля оптимистического взгляда на стоимость могла быть связана с увеличением дельты потенциала в связи с возможной переоценкой перспектив Юганскнефтегаза. Например, за счет переоценки запасов Приобского месторождения. Кроме того, за счет Ардалинской группы месторождений может быть переоценено и «Полярное сияние». Также могут быть переоценены и сахалинские проекты, в которых компания участвует непосредственно, и проекты за пределами РФ, например Адайского блока и месторождения Курмангазы в Казахстане. «В этом случае миноритариям «дочек», чьи акции обращаются на бирже, не стоит ждать феноменальных предложений», – уверены эксперты компании «Солид»
Но есть для рынка и положительный момент в такой высокой оценке Роснефти. Эта новость может привести к пересмотру в сторону значительного повышения справедливых цен не только акций «дочек» Роснефти, но и российских нефтяных активов вообще, заявил аналитик АКБ «Национальный резервный банк» Александр Демьянович.
Коэффициент конвертации
Глава Роснефти Сергей Богданчиков (www.rosneft.ru) |
Роснефть будет готовиться к IPO исходя из оценки Deloitte & Touche. Ранее глава МЭРТ Герман Греф сообщал, что IPO Роснефти планируется не ранее конца 2006 года. По мнению Мангилева, с учетом выполнения всех формальностей Роснефть никак не поспеет раньше середины 2006 года.
Однако перед IPO глава Роснефти Сергей Богданчиков запланировал консолидацию акций «дочек» путем обмена акций их миноритарных акционеров на акции Роснефти. «Пакет может быть обменян на акции миноритарных акционеров наших дочерних компаний, - заявил в июле глава Роснефти. – Я предполагаю, что это составит 7-8% из 49%, продаваемых государством. Мы думаем, что обмен акций может завершиться до конца этого года», – проинформировал общественность Сергей Богданчиков.
Во вторник источник «Интерфакса» сообщил, что к ближайшему совету директоров Роснефти будут представлены результаты оценки Deloitte & Touche для определения коэффициентов конвертации акций дочерних компаний в акции Роснефти. Совет директоров состоится 7 или 8 ноября.
Во вторник также стало известно, что в дочерние компании государственного нефтяного холдинга поступило письмо первого вице-президента Роснефти Николая Борисенко с указанием подготовить передаточные акты, отражающие передачу «дочками» на баланс головной компании их активов. Заседания советов директоров дочерних компаний Роснефти по вопросу проведения собраний о присоединении «дочек» к Роснефти пока не проходили и даже еще не назначены.
Как бы то ни было, обмен акциями не сильно затронет интересы иностранцев, желающих приобрести акции Роснефти. «Если вычесть из 49%, продаваемых государством акций, 7-8%, намеченные на консолидадацию компании, то можно предположить, что иностранным инвесторам в ходе IPO достанется 42% Роснефти, – рассказал Мангилев. – В таком случае госкомпания привлечет около 12 млрд. долларов». По словам Додонова, иностранцам вряд ли продадут больше 25% акций компании, в этом случае аналитик прогнозирует привлечение примерно 7 млрд. долларов. «Скорее всего интерес к акциям Роснефти проявят индийцы и китайцы, – предположил Додонов. – Западные инвесторы могут быть обеспокоены исками, оспаривающими законность приобретения Роснефтью Юганскнефтегаза».
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, индийская госкомпания ONGC проявляла интерес к российским нефтяным активам, в том числе к активу Роснефти - компании «Северная нефть».