Предыдущая книга «Последний дозор», в которой Антон Городецкий со товарищи противостоял своевольной незарегистрированной нечисти и постигал свойства сверхценного магического реквизита, отражала реальность середины 2000-х. С тех пор жизнь Светлых и Темных Иных, то есть магов, изменилась – и не сказать чтобы к худшему; кризис они пережили, судя по всему, без особых потерь. Начальник Ночного Дозора Москвы Гесер собирается покупать для корпорации самолет и задается вопросом о том, какую марку лучше выбрать – «Гольфстрим» или «Эмбрэйр», а у служебных карточек, которыми расплачиваются его подчиненные, нет лимита.
Сумрак, питающийся сильными чувствами и хиреющий без них, очень смахивает на хищную медиасферу, критически нуждающуюся в сенсациях
Вообще Иные, как уже давно стало ясно из предшествующих книг, живут непозволительно хорошо, получая вдобавок к бессмертию и завидной физической форме набор всевозможных волшебных ухищрений, облегчающих быт. Элитарные привилегии, общие для Светлых и Темных, делают их противостояние весьма условным; разница между ними гораздо меньше той пропасти, которая отделяет этот метафизический хай-класс от людей. В «Новом дозоре» над этим обстоятельством рефлексирует небезызвестный персонаж по имени Лас, перекованный в Иного из обычного человека и потому ощущающий неравенство особенно остро. «Ты проезжаешь перекресток в Сумраке, или накладываешь на машину Сферу Невнимания, из-за чего все притормаживают, сами не понимая причины, – говорит он Антону Городецкому, описывая доступные Иным дорожные удобства. – Чем твоя магия отличается от мигалки? Ничем! Ты тоже считаешь себя представителем высшей расы... только, конечно, с большим основанием».
Эта ситуация, в очередной раз обрисованная автором с присущей ему социально-ориентированной иронией, в принципе, была чревата сюжетным тупиком: Светлые и Темные вот-вот должны были стать не только партнерами, но и настоящими друзьями. А что еще может произойти, когда делить-то, по большому счету, нечего, а самые главные проблемы то и дело оказываются общими?
Лукьяненко снова продемонстрировал способность порождать современное фэнтези с большим количеством актуальных привязок (Фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
При таком раскладе оставалось, по большому счету, два варианта. Первый – придумать что-то такое, что очень серьезно поссорило бы два клана Иных и спровоцировало бы некую глобальную, беспрецедентную войну между ними. Второй – придумать новую внешнюю угрозу, с которой Светлым и Темным нужно было бы иметь дело сообща, но угрозу неслыханного масштаба и небывалого уровня опасности, такую, которая исходила бы из самого сердца магического мира и заставляла бы по-другому взглянуть на все происходящее.
Лукьяненко пошел по второму пути. На роль главного антагониста в «Новом дозоре» выбран ни много ни мало тот самый слоеный пирог из параллельных реальностей, связь с которым доступна только магам и который фигурирует в мире «Дозоров» под названием Сумрак.
В Москве объявляется исключительно сильный маг, которого ни Светлые, ни Темные не могут не то что победить или остановить, но даже напугать. Он возникает из ниоткуда и исчезает в никуда, при этом издевательски показываясь своим преследователям в их же собственном обличье и оставляя следы, не поддающиеся анализу на доступном Иным уровне знаний. Постепенно выясняется, что это существо, к которому с легкой руки одного из персонажей пристает обозначение «тигр», является посланцем Сумрака, призванным поддерживать мир в необходимом Сумраку состоянии.
Сумрак, как, собственно, и сами Иные, питается сильными человеческими эмоциями, а когда люди начинают жить слишком спокойно или впадают в апатию, перед Сумраком встает задача породить эмоции искусственно. Для этого запускается умопомрачительный механизм, главными участниками которого являются представители особой человеческой касты – пророки.
Не будем раскрывать остальные тайны сюжета. Скажем лишь, что простор для толкований сюжета «Нового дозора» чрезвычайно широк, причем одни толкования напрашиваются более настойчиво, чем другие. В частности, ненасытный Сумрак, питающийся сильными чувствами и хиреющий без них, очень смахивает на хищную медиасферу, критически нуждающуюся в сенсациях, дурных вестях и всеобщем перевозбуждении. А пророки, которых Сумрак использует для катализации событий, приводят на ум кудесников-аналитиков, взаимодействующих с реальностью через все ту же медиасферу все более неоднозначным и мутным образом.
Как бы то ни было, несомненно одно: Лукьяненко снова продемонстрировал способность порождать современное фэнтези с большим количеством актуальных привязок. В качестве остроумного бонуса в «Новом дозоре» обнаруживается привет европейским адептам «продвинутого» мистического романа, где сюжет строится вокруг всевозможных историко-филологических перлов: текстом, фиксирующим происки Сумрака, оказывается знаменитое стихотворение Уильяма Блейка о тигре, а Антон Городецкий общается с Эразмом Роттердамским. В общем, «Новый дозор» призван удовлетворить самые взыскательные вкусы. Конечно, образцовые и непогрешимые обладатели оных вкусов вряд ли изменят свое холодное отношение к «Дозорам», но Лукьяненко, слава богу, работает для другой аудитории.