Появление героических хроник, отражающих события так называемой «арабской весны», – феномен закономерный. В ближайшее время нашему вниманию, вероятно, предложат книги о людях, руливших антиправительственными выступлениями в Тунисе и Ливии, а там, возможно, дойдет очередь и до Сирии, хотя, конечно, очень хочется верить, что этого не случится.
Будем исходить из того, что Гоним говорит правду
Если данный прогноз относительно пополнения российского книжного ассортимента верен, то книга, написанная лидером египетской сетевой революции Ваэлем Гонимом, – первая ласточка, возвещающая об этом тренде.
Гоним, 30-летний директор по маркетингу корпорации Google на Ближнем Востоке и в Северной Африке, занимался гражданским активизмом с ранних лет, причем, насколько можно понять, путь его в этом качестве был даже несколько зигзагообразным: в середине 2000-х он стал более или менее законопослушным гражданином. По крайней мере, вспоминая об эпизодических сложностях с египетскими властями в 2007-м, он отмечает, что к тому моменту времена его политической деятельности были давно позади. Однако в разгар недавнего арабского «праздника» Гоним вернулся к протестной активности, и завершилась она не просто успехом, но триумфом: сотруднику Google выпало стать едва ли не главным эмоциональным вдохновителем египетского переворота.
Решающую роль в этой истории, как известно, сыграла Сеть, и прежде всего, конечно, обожаемый офисными революционерами Фейсбук. В «Революции 2.0» Гоним подробно рассказывает, как с помощью своих фейсбучных истин сумел добиться не только виртуальной ответной реакции, но и массовых коллективных действий, апогеем которых стало появление огромной толпы на каирской площади Тахрир. Конечно, не стоит сводить все случившееся в Египте к одному только следованию воззваниям Ваэля, но, тем не менее, сетевой шум, создававшийся лично Гонимом, оказался в данном случае тем самым катализатором, без которого мятежи остаются лишь мятежами.
Если бы Гонима не было, то гражданам активистам необходимо было бы его выдумать, настолько образцово-показательной выглядит его история, по крайней мере, если суммировать факты, изложенные в книге, и то, что известно об этой персоне из других источников. Сетевая партизанщина в ситуации постоянной слежки, как виртуальной, так и традиционной, арест 27 января 2011 года (то есть в самый разгар беспорядков), оперативная реакция со стороны мирового сообщества, прежде всего «Международной амнистии», на редкость быстрое освобождение и, наконец, возможность счастливо любоваться делом рук своих, то есть последствиями отставки Мубарака и кардинально изменившейся политической ситуацией в стране. Ну разве не прелесть? Вот она, та самая модель, о реализации которой (пусть и с соответствующими отличиями) мечтает у нас сами знаете кто. Вдумчиво знакомясь с этапами великого пути, в очередной раз отмечаешь, что сетевая революция – это прежде всего красивая медийная картинка и пафос, технично упаковываемый в несколько назойливых фраз-мемов*, и только потом – решение насущных проблем народа (если, конечно, до оного решения дело вообще доходит).
Не располагая – ну или почти не располагая – никакими альтернативными сведениями, мы, формально говоря, не можем подозревать Гонима в проплаченном обслуживании чьих-то информационных интересов или хотя бы в нарочитой необъективности (что же касается простой человеческой субъективности и эмоциональности, то они – в порядке вещей). Вполне возможно, что вот именно так все и было: Гоним воспрянул от гражданской спячки и с самыми что ни на есть чистыми намерениями дал стране гугля. Будучи, соответственно, искренним патриотом Египта и не имея никаких контактов с зарубежными режиссерами-постановщиками подобных политических фестивалей. Принадлежность революционера к числу сотрудников фирмы Google не должна нас смущать (мало ли кто где работает), равно как и тот факт, что ситуация вокруг его ареста пристально отслеживалась известными западными институциями (они на такие вещи реагируют всегда, независимо от того, завербован ли арестованный спецслужбами или нет). В общем, будем исходить из того, что Гоним говорит правду. Даже несмотря на его имя, которое звучит для русского слуха несколько «намекающе».
Гоним-то как раз, возможно, и не «гонит», но «гонят» многие другие. В частности, те, кто сравнивает Египет с Россией, намеренно не замечая кардинальных различий. Например, того, что российский улично-сетевой протест 2011-го, в отличие от египетского, в масштабах страны никак нельзя было назвать массовым (и что он, соответственно, не был ни задушен, ни подавлен, но закономерно «слился» сам). На подобные различия, кстати, благоразумно обращает внимание автор предисловия к российскому изданию – известный специалист по всему Юрий Сапрыкин, на чьих сангвинических мантрах выросло целое поколение потребителей интеллектуального глянца.
И да, безусловным «гоном» является идея о том, что западные правозащитные и политические организации в равной степени интересуются всеми несправедливо притесняемыми и просто неожиданно пропавшими. Если бы это было так, то они давно бы уже обратили внимание на исчезновение украинско-российской журналистки Анхар Кочневой, похищенной недавно боевиками в Сирии.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента