Культура

Михаил Сегал

«А в кадре Безруков»

12 ноября 2012, 21:40

Фото: RUmedia

Фильм «Рассказы» – сборник из четырех новелл, снятых в совершенно разных жанрах, от абсурдистской комедии до триллера и мелодрамы. Сценарист и режиссер картины – Михаил Сегал, клипмейкер, снимавший видео на самые известные песни «Ночных снайперов», «Касты» и группы «Сплин», писатель, недавно выпустивший дебютную книгу «Молодость», и автор военной драмы «Франц + Полина».

Как только ты начинаешь думать об ожиданиях публики, твой канал творчества, канал фантазии закрывается

Первая история «Рассказов», «Мир крепежа», поначалу была самостоятельной короткометражкой, которая в прошлом году получила гран-при фестиваля «Кинотавр». После такого успеха было решено соединить ее с тремя другими новеллами Сегала и выпустить как полнометражное кино. Формально «рамкой», объединяющей все четыре сюжета, служит история писателя, рукопись которого отвергает редактор-сноб. На деле же связь между новеллами гораздо глубже. «Рассказы» – размышление о современной российской действительности, социальный манифест, снятый, однако, не с привычными для режиссеров «новой волны» болезненным пессимизмом и холодной отстраненностью, а с юмором, иронией и здоровым цинизмом. В российский прокат фильм выходит 15 ноября. Газета ВЗГЛЯД расспросила Михаила Сегала о подслушанных репликах, дружбе с рэперами и творческой фантазии.

ВЗГЛЯД: Между выходом вашего первого полнометражного фильма «Франц + Полина» и появлением короткометражки «Мир крепежа», которая потом вошла в «Рассказы», прошло почти пять лет. Почему вы так долго ничего не снимали?

Михаил Сегал: Просто не складывалось. Как организованы отношения режиссера и продюсеров? Либо они ему предлагают материал, либо он им. То, что мне предлагали, меня не устраивало. То, что я предлагал продюсерам, не нравилось им. А время шло. В какой-то момент я понял, что хочу снять уже хоть что-нибудь, чтобы «размять кости». Но когда у тебя совсем нет бюджета и времени, а есть только друзья, которые очень хотят помочь, то получиться может только короткометражка. Кстати, я неоднократно слышал фразу, что «Мир крепежа» я снял специально для «Кинотавра». Это неправда, невозможно сделать кино под какой-то фестиваль. «Кинотавр» явился поводом, который меня подтолкнул. Я узнал, что через полтора месяца завершается прием работ в конкурс короткого метра, и понял, что могу потерять и это время, и весь следующий год, а могу, наконец, что-то снять и отправить на фестиваль. В итоге из этого скромного проекта получился второй полнометражный фильм.

Режиссер Михаил Сегал (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: В «Рассказах» огромное количество остроумных реплик. Вы их берете из жизни, подслушиваете, или они рождаются сами?

М. С.: Конечно, какие-то минимальные зацепки из реальности есть, но очень часто, будучи зацепками, они потом превращаются в то, чем на самом деле не являлись. Первая новелла, «Мир крепежа», действительно была основана на реальной истории. Я сидел за столиком в кафе, а по соседству сидели два парня и девушка. Поначалу казалось, что это компания друзей, а потом я, естественно, подслушал, о чем они говорят, и понял, что девушка и один из парней – жених и невеста, а второй молодой человек помогает им организовывать свадьбу. И вот в этом кафе они втроем придумывают сценарий. Я себе тогда записал: мол, вот, интересная ситуация. Весь абсурд, который есть в фильме, был, естественно, придуман позже. Хотя одна фраза из реального разговора все же осталась. Я услышал, как парень-организатор сказал: «А потом все мужчины будут отжиматься на кулаках». Девушка спросила: «Это что, конкурс такой?» А он: «Не знаю. Просто в какой-то момент все мужчины всегда отжимаются на кулаках». Это вошло в сценарий.

ВЗГЛЯД: Как на одну из ключевых ролей попал рэпер Влади из группы «Каста»?

М. С.: Да, в роли писателя у меня снялся главный рэп-человек страны. Я для группы «Каста» в свое время снял не один клип. И когда придумал линию писателя, которая объединяет все рассказы, сразу подумал о нем. Влади – все-таки представитель современной интеллектуальной поэзии.

ВЗГЛЯД: Как вы определяли, в каком порядке пойдут новеллы в фильме? Они все очень разные и по жанру, и по интонации.

М. С.: Мы привыкли к тому, что в киноальманахах всегда есть некий общий знаменатель. Например, город, в котором все происходит. Или любовь: все короткометражки, вошедшие в фильм, посвящены любовным отношениям. В «Рассказах» этого нет. Объединяющим элементом было творческое, художественное и социальное высказывание, которое мы хотели сделать. Но мне кажется, что в результате каждая новелла оказалась на своем месте. «Мир крепежа» идет 25 минут, причем герои все это время находятся в закрытом помещении и постоянно разговаривают. Это раскачка, интрига. Потом те проблемы, которые были там затронуты и поданы в жанре абсурдистской комедии, легко перекочевывают в новеллу про взятки. Третья история, триллер про библиотекаршу со сверхспособностями, – самая серьезная и самая короткая, это предфинальный вздох. И вот когда зритель готов к финальному рывку, идет новелла про редактора, которая тематически объединяет все предыдущие. Ну вот, я так подробно вам все рассказал, а ведь эта схема, как мне кажется, и так лежит на поверхности.

#{movie}ВЗГЛЯД: Вы в процессе написания сценария и съемок определяли для себя аудиторию фильма?

М. С.: Нет, я просто старался быть понятным и интересным. Думаю, интерес – это универсальная категория, не может быть интересно одним и неинтересно другим. Если кино хорошо снято, то оно работает почти на всех. Специально я ничего не формулировал, иначе это было бы ремесленничеством. Чем отличается авторское кино от продюсерского или коммерческого? Авторское кино – это когда у тебя есть желание что-то сказать, и ты говоришь. И дальше это произведение в зависимости от его талантливости и некоторых других факторов в ком-то найдет отклик, а в ком-то не найдет. А продюсерское или коммерческое – это кино, в котором ты уже на старте думаешь: «А для кого оно? Кому я его смогу продать? Если детям, то надо использовать вот это, если подросткам, то вот то». Начинается расчет. И, конечно, это плохой способ мышления для режиссера, автора. Потому что в итоге ты всегда создашь вторичный продукт. Как только ты начинаешь думать об ожиданиях публики, твой канал творчества, канал фантазии закрывается.

ВЗГЛЯД: Вас не пугает то, что зрителю сейчас российское кино очень сложно «продать»? Из-за неправильного позиционирования и излишней навязчивости или, наоборот, из-за отсутствия всякой информации и рекламы аудиторию теряют не только плохие фильмы, снятые в России, но и очень хорошие. Не боитесь, что «Рассказы» постигнет та же участь?

М. С.: Да, такой страх есть. У нас было много споров с продюсерами и дистрибуторами о том, как надо позиционировать это кино. У меня, конечно, было свое мнение. Режиссеру всегда хочется, чтобы фильм подавали таким, какой он есть, чтобы в его рекламе не было упрощения содержания и стиля, чтобы ему не придумывали какую-то фальшивую концепцию. Я спорил с ними настолько долго, насколько позволила моя вежливость. Дальше я им доверился как профессионалам. Есть надежда, что фильм зрителям понравится и будет интересен вне зависимости от позиционирования.

ВЗГЛЯД: Вы уже показывали «Рассказы» на фестивалях в Великобритании и Канаде, в России премьерные показы тоже были. Публика реагирует одинаково? Задает вам одни и те же вопросы?

М. С.: Я не верю в то, что одна и та же картина может вызвать у публики совершенно разные вопросы. Да, спрашивали примерно об одном и том же. Но интересно другое. Я боялся, что кино слишком «российское» по тематике, что в нем слишком много диалогов с идиоматическими выражениями, что у него нет шансов быть понятым до конца. Однако после показа люди подходили и говорили: «Вы ошибаетесь, если думаете, что это локальная российская история. Мы все поняли». Так что язык кино все равно сильнее, чем разница в укладе жизни или менталитете.

ВЗГЛЯД: Каким вы видите свое будущее? Кажется, в современном российском кино есть два пути, которые идут параллельно. Либо вы становитесь независимым художником, ездите на «Кинотавр», в Венецию и на другие фестивали, но при этом с трудом находите финансирование, либо вас берет «под крыло» продюсер, который диктует вам условия, и вы снимаете что-то вроде «Высоцкий. Спасибо, что живой», но при этом полностью теряете себя как творческую единицу...

М. С.: А дальше следует такой типично киношный ход. Я должен вам ответить: «Нет, только авторское кино, только настоящее искусство!» Потом – монтажная склейка, и я уже сижу на съемочной площадке, везде логотипы Первого канала, а в кадре Безруков. Понимаете, дело не в том, что я вам сейчас скажу, а в том, как будет на самом деле. Я этого не знаю, мне самому интересно.

ВЗГЛЯД: Так, а теперь давайте серьезно.

М. С.: Знаете, есть то, чего я сам от себя жду, то, каким я хочу видеть себя и свою дальнейшую деятельность. У меня есть идеи фильмов драматических и серьезных – пасмурное тарковское «ходилово» я тоже люблю. И в то же время я ничего не имею против фэнтези, например. Мне кажется, главное для режиссера – идти от себя, не пытаться делать «продукт», не угадывать ожидания прокатчиков или зрителей. Если ты следуешь этому правилу, то совершенно неважно, в каком жанре ты работаешь.

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

Шольц: ЕС решил использовать доходы с российских активов для помощи Украине
Темы дня

Марин Ле Пен защитила ядерное оружие от Макрона

Новым поводом для конфликта между президентом Эммануэлем Макроном и остальными французами стала судьба французского ядерного оружия. Макрон хочет сделать его как бы общим для ЕС, чтобы сдерживать Россию. Идею приняли в штыки, а самый громкий голос принадлежит лидеру самой популярной партии – Марин Ле Пен. Она объяснила, чем это грозит.

Министров Зеленского и Порошенко Москва лишила права представлять Украину

Москва объявила в розыск ряд украинских политиков. Среди них – министры гражданских и силовых ведомств, а также два президента: бывший и нынешний. Понятно, что посадить на скамью подсудимых их будет сложно, особенно если те сбегут на Запад. Но данное решение МВД говорит о том, что рассматривать этих людей в качестве легитимных представителей Киева, равно как и обсуждать их инициативы, Москва больше не намерена.

НАСА назвало Шепарда первым космонавтом

Россия будет воспринимать самолеты F-16 на Украине как носителей ядерного оружия

Актрисе Ильюхиной отказали в роли повзрослевшей Маши из «Ворониных»

Новости

Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС ожидает от Китая добровольного сокращения экспорта электромобилей и стали на европейский рынок, в противном случае Брюссель будет вынужден применить жесткие экономические меры.

Китай поддержал идею об олимпийском перемирии

В ночные и утренние часы во вторник на территории Московской области ожидаются заморозки, такое предупреждение распространил подмосковный главк МЧС.

Израиль начал наносить авиаудары по Рафаху

Израильская армия начала бомбардировки города Рафах в южной части сектора Газа, сообщил телеканал Al Jazeera.

МВД объявило в розыск Невзорова и Милова

МВД России вновь объявило в розыск журналиста Александра Невзорова и бывшего замминистра энергетики России Владимира Милова (внесены Минюстом в реестр иноагентов).

Госдеп США сделал заявление по ядерным учениям России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

ВС России приступили к зачистке Кисловки в Харьковской области

Российские военнослужащие проводят зачистку от остатков украинских сил сел Котляровка и Кисловка в Харьковской области, сообщил глава военно-гражданской администрации (ВГА) региона Виталий Ганчев.

Названы лидеры стран, которые посетят Парад Победы в Москве

Лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Кубы, Лаоса и Гвинеи-Бисау посетят парад Победы 9 мая в Москве, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Си Цзиньпин рассказал, какую мирную конференцию по Украине поддержит Китай

Председатель КНР Си Цзиньпин на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном заявил, что Китай поддерживает проведение мирной конференции по урегулированию кризиса на Украине, в которой примут участие Россия и Украина.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Макрон: Франция не находится в состоянии войны с Россией

Франция не находится в состоянии войны с Россией, заявил президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции с председателем КНР Си Цзиньпином.

Определена дата встречи Путина с Пашиняном

Президент России Владимир Путин проведет 8 мая встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, вопросов для обсуждения много, сообщил помощник главы российского государства Юрий Ушаков.

Одного из руководителей госохраны Украины заподозрили в госизмене

Начальник департамента управления государственной охраны Украины, отвечающего за безопасность высших должностных лиц страны, полковник Андрей Гук задержан по подозрению в госизмене.
Мнения

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?