Культура

23 мая 2011, 15:35

Павел Костомаров: У этих парней рефлексия минимальна

Фото: ИТАР-ТАСС

«Эти парни, которые попали в фильм, – они шарашили и шарашили, ничего не стесняясь. Интеллигентные и образованные так не могут. Думаю, что я и сам не могу. Мне слабо», – признался в интервью газете ВЗГЛЯД один из авторов экспериментального фильма, который создатели называют «настоящим документом современной российской жизни».

«Я тебя люблю» экспериментальный проект Александра Расторгуева и Павла Костомарова сначала попал на кинофестиваль в Роттердаме, а затем дома, в России, осуществил невозможное: стал первой лентой, вышедшей к аудитории не через традиционную систему кинопроката, а через киноклубы, по которым картину возят сами создатели.

Я вам скажу, чем наш фильм отличается от «Дома-2», если вы мне скажете, чем кусок черной молдавской плитки отличается от «Черного квадрата» Малевича

Фильм снят непрофессионалами. Его авторы – обычные жители Ростова-на-Дону, прошедшие устроенный режиссерами кастинг и снимавшие с помощью ручных камер свою повседневную жизнь. Впрочем, под определение «документалистика» «Я тебя люблю» тоже не совсем подходит. Отобранный материал был разбавлен постановочными сценами и «подогнан» под созданную Костомаровым и Расторгуевым сценарную канву. По сюжету камеру, выданную в служебных целях одному из стражей порядка, крадет компания местных гопников, которые начинают фиксировать на нее свои будни: пьянки, проводы в армию, пикники на природе, разговоры «за жизнь» и выяснение отношений с девушками.

На первом показе фильма в Петербурге корреспондент газеты ВЗГЛЯД встретился с Павлом Костомаровым и расспросил его о том, как на экран попали ростовские гопники и выйдет ли картина из клубного «подполья» в широкий прокат.

ВЗГЛЯД: Почему из всех городов России вы с Александром Расторгуевым выбрали именно Ростов-на-Дону?

Павел Костомаров: Потому что Саша родом из Ростова, оттуда же был наш первый продюсер, запустивший фильм в производство. Большинство героев из одного района, Чкаловского. Он считается бандитским, из него вышел рэпер Ноггано, а вообще оттуда мало кто выходит, это такой «русский Бронкс». Мне эта жизнь была очень интересна, я-то сам так никогда не жил. Сначала испытываешь ужас, а потом понимаешь, что проблемы у всех нас примерно одни и те же.

ВЗГЛЯД: Как родилась идея дать в руки героям камеры?

П.К.: Мы с Сашей имеем большой опыт работы в нормальном кино, где есть актеры, режиссеры и все прочие. Все это нам надоело и захотелось сделать фильм, свободный от всех завоеваний кинематографии, накопленных за его более чем столетнюю историю. К тому же мы знали, что человек, оставленный наедине с камерой, гораздо лучше, открытее фиксирует свои эмоции, нежели когда рядом с ним стоит пусть и очень «прозрачный», старающийся быть незаметным и тихим оператор со штативом.

«Человек, оставленный наедине с камерой, гораздо лучше фиксирует свои эмоции» (кадр из фильма) (Фото: arthouse.ru)

ВЗГЛЯД: Как проводился кастинг?

П.К.: Наше объявление звучало так: «Хочешь попасть в кино? Приходи на кастинг». Люди приходили и думали, что надо будет рассказать стишок, спеть песенку, продекламировать что-то. Вместо этого мы начинали с ними разговаривать о жизни. Конечно, мы не профессиональные психологи. Поэтому задавали в лоб какие-то пространные вопросы, например: «А что там у тебя с отцом?» Большинство сразу разворачивались и уходили. А тем, кто соглашался разговаривать про семью, про свои проблемы, образ жизни, мы потом давали в руки камеры и просили снимать себя везде. Никаких ограничений не было, мы никогда не диктовали нашим героям, что и как снимать.

ВЗГЛЯД: Но почему тогда на экране одни гопники? Получается, люди образованные кастинг не прошли?

П.К.: У нас была такая история: однажды к нам пришел очень воспитанный, образованный и интеллигентный человек. И начал с нами сражаться, придумывать какие-то махинации. Например, он нам принес материал, снятый на какую-то допотопную камеру. Мы не понимали, что делать, мы ведь и посмотреть не можем – нет уже таких устройств, которые этот формат считывают. А потом приходит другой человек и говорит: «Слушайте, тут какой-то сумасшедший меня замучил, ходит по всему Ростову и ищет камеру, с которой невозможно смотреть отснятое». Понимаете, в чем проблема? У нас на кастинге были и успешные, и образованные, и богатые. Но они оказались внутренне несвободны. У них рефлексия, такое ощущение, что все их образование идет в комплексы. Мы изначально не зацикливались на этом Чкаловском районе, нам все было интересно, но вот эти парни, которые попали в фильм, – они шарашили и шарашили, ничего не стесняясь. Интеллигентные и образованные так не могут. Думаю, что я и сам не могу. Мне слабо.

ВЗГЛЯД: А вы уверены, что полученный результат – это и есть искренность и внутренняя свобода?

П.К.: Я понимаю, что обязательно найдутся люди, которые назовут это позерством. Но я своим героям верю, потому что видел ребят в жизни и видел те тысячи эпизодов, которые в фильм не вошли. Естественно, когда камера в руках у человека, он так или иначе начинает рефлексировать, но у этих парней рефлексия минимальна. А абсолютную правду дают только камеры наблюдения в супермаркетах.

ВЗГЛЯД: Фильм сравнивают с «Домом-2»?

П.К.: Да, сравнивают. Постоянно. И еще спрашивают, чем то, что мы показали, отличается от «Дома-2»? Сначала меня этот вопрос ставил в тупик, а потом я придумал на него очень наглый ответ: «Я вам скажу, чем наш фильм отличается от «Дома-2», если вы мне скажете, чем кусок черной молдавской плитки отличается от «Черного квадрата» Малевича».

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Вы подружились с кем-то из своих героев?

П.К.: Мне жаль, но по-настоящему дружеских отношений лично у меня не возникло. Хотя обычно, когда снимаешь документальный фильм, это происходит – со своими персонажами очень сближаешься. Но с ребятами из «Я тебя люблю» мы созваниваемся, они приходят на показы. Сейчас все они перебрались в Москву и работают в центре по ремонту литых дисков.

ВЗГЛЯД: Вы и Александр Расторгуев в вашем творчестве приближаетесь к человеку все ближе и ближе, и в этом фильме, кажется, приблизились по максимуму: у вас герой ложится в постель с женщиной и кладет рядом с собой камеру. Как вы думаете, это предел близости? И есть ли еще какой-то путь?

П.К.: Да, есть. Теперь надо начать отдаляться. Идея такого фильма у нас уже есть, осталось только найти финансирование. Хотя тупика я не вижу и в нынешнем формате, мы сейчас запустили еще один подобный фильм, главным героем там будет художник Ваня, который в «Я тебя люблю» появляется в эпизодической роли. Там в центре сюжета – любовный треугольник, он и еще две девушки: одна любит его, другую любит он сам.

ВЗГЛЯД: Вы снимали около двух лет. Перерывы в съемках, как я понимаю, были вызваны в основном финансовыми проблемами, но в итоге в титрах стоят имена солидных продюсеров: Александра Роднянского* и Сергея Мелькумова. Как вам удалось их заинтересовать?

П.К.: Мы очень долго ходили, искали, предлагали этот фильм разным компаниям и разным продюсерам, когда проект был еще на бумаге. Тогда ребята еще не приносили видео, а только прошли кастинг. На руках у нас был большой альбом фотографий этих людей, а больше никаких материалов не было. Роднянский как бывший документалист этой идеей загорелся. Сергея Мелькумова тоже он привел, причем его пришлось долго убеждать. Мелькумов был не в восторге, постоянно нервничал: «Где ваши раскадровки? Где гримваген? Что у вас тут вообще происходит?» Но потом он посмотрел монтаж и признал: «Да, ребята, я был консервативен».

ВЗГЛЯД: Фильм выйдет в прокат?

П.К.: Это вопрос как раз к продюсерам. Мы не теряем надежды, что фильм получит прокатное удостоверение и будет иметь ограниченный прокат. А также идут переговоры о том, чтобы как ни странно его показали по телевидению. Но не в «Закрытом показе» у Гордона.

ВЗГЛЯД: Вы бы хотели, чтобы у вас в российском кино появились последователи?

П.К.: Думаю, это неизбежно. Метод очевиден и очень привлекателен с технической и финансовой точки зрения. Но мы рады, что были первыми, мы молодцы.

ВЗГЛЯД: А когда появятся подражатели, ревновать будете?

П.К.: Ну, пусть сначала появятся – там и посмотрим. Но вообще вряд ли. Какая ревность? Когда ты видишь хороший фильм, неважно чей, ты радуешься. Плохое кино всегда раздражает. Сразу ясно, что режиссер мошенник и ворует у тебя время.

ВЗГЛЯД: Прошлогодний приз Берлинского фестиваля за операторскую работу в фильме «Как я провел этим летом» до вас доехал?

П.К.: Да, доехал, Попогребский мне его отдал, он стоит на полке.

ВЗГЛЯД: А почему вы тогда не приехали? Приз вышел вручать лично президент жюри Вернер Херцог, это было нарушение субординации, он, видимо, очень хотел вас увидеть...

П.К.: Мне тоже было жаль. Но я не сделал загранпаспорт. Хотя тетенька в окошке мне подмигивала и намекала, мол, дай денег или будешь ждать, как все. Я решил быть как все. И не успел.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Ксения Реутова,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

В Одессе назвали новое число погибших в трагедии 2 мая 2014 года
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Преступники получили до 17 лет колонии за присвоение квартир умерших москвичей

Бабушкинский суд Москвы вынес приговор членам организованного преступного сообщества (ОПС), занимавшимся присвоением квартир одиноких умерших москвичей.

США ввели санкции против производителя бронеавтомобилей «Тайфун»

Министерство финансов США внесло в санкционный список российскую компанию «Ремдизель», производителя бронеавтомобилей «Тайфун», а также ряд должностных лиц российских оборонных предприятий.

Повстанцы захватили город на востоке ДР Конго

Повстанцы движения M23 захватили город Рубайя на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) после ожесточенных боев с правительственными войсками.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Глава МИД Латвии заявила о разрешении Киеву на удары по России

Ряд западных партнеров Украины предоставил Киеву дальнобойное оружие, разрешив применять его для ударов по России, заявила министр иностранных дел Латвии Байба Браже.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

Российские разведчики сбили тяжелый украинский БПЛА противотанковой ракетой

Расчет противотанкового ракетного комплекса «Корнет» Южной группировки войск уничтожил украинский тяжелый беспилотник, известный как «Баба-яга», сообщает Минобороны России.

В Одессе прогремели взрывы на почтовых складах

Склады почтовой службы «Новая почта» были повреждены в Одессе после взрывов, сообщила Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) страны.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?