В Музее политической истории России в Санкт-Петербурге 29 сентября начала работу выставка «Россия – США: политическая карикатура вчера и сегодня». Ее инициатором стало Генеральное консульство США в Петербурге, а готовили экспозицию и российские, и американские специалисты.
Карикатуры на 11 сентября решили не выставлять, все-таки у нас тут мечеть буквально за стеной
Как рассказали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД организаторы выставки, карикатура уже не первое столетие играет заметную роль в формировании национальной культуры, как России, так и США. Задачей работников музея было, «не противопоставляя, показать общность целей, задач и визуальных решений художников-карикатуристов».
В итоге экспозиционное пространство поделили на две части – на той стороне, что у окна, разместилось отечественное творчество с начала XX века, а в глубине – американское, начиная от карикатур еще XIX века. Отдельной «фишкой» выставки стали работы современного американского карикатуриста Кевина Каллахера, размещенные в центре зала. К слову, Каллахера на родине называют «главным карикатуристом двадцатого столетия».
Куратор выставки Алексей Бойко сразу повел журналистов в центр. Показал Обаму, которого соотечественник-Каллахер не стесняется рисовать в самых разных видах. Показал несколько работ, посвященных экономическому кризису и Афганистану, – в Штатах, вероятно, это темы номер один. Здесь же карикатура на Папу Римского.
#{image=443231}«У Каллахера также довольно много карикатур на исламскую тематику, – признался Алексей, напомнив об еще одной «теме номер 1» в Америке – 11 сентября. – Но мы решили их не выставлять, чтобы никого не задеть. Все-таки у нас тут и мечеть буквально за стеной».
Впрочем, как выяснилось, не только российские кураторы выставки проявили политкорректность. Организаторы со стороны американцев отчего-то решили не выставлять карикатуру на Владимира Путина, хотя у Каллахера такая имелась. Интересно, что сам музей был не против, но заокеанские партнеры предпочли показать другие работы мастера.
Впрочем, образ Путина на выставке все-таки присутствует. Художник Александр Зудин увидел премьера в образе бравого красноармейца, который спрашивает: «А ты записался в антитеррористическую коалицию?» (карикатура времен «после 11 сентября 2001 года» – прим. ред.)
Американская часть выставки (помимо работ Каллахера) показывает, что жанр политической карикатуры был развит в этой стране практически с самого ее основания в конце XVIII века. Местные художники никогда не стеснялись высмеивать пороки своего общества и местных чиновников, начальников, политиков.
Российские карикатуристы отчетливо заявили о себе после войны 1812 года, но расцвет художественного политического юмора связан уже с XX веком. Множество шаржей и карикатур создавались в начале века до революции. Интересно, что не чужд этому ремеслу был и знаменитый художник-авангардист Казимир Малевич, нарисовавший карикатуру на немца во время Первой мировой войны. Дальше был уже расцвет советской карикатуры. Всем известны Кукрыниксы, Дени и другие. Они очень активно рисовали и высмеивали американцев.
«У нас на выставке нет какой-то одной темы, которой посвящены все карикатуры, – признался куратор Алексей Бойко. – Но мы старались связать две части экспозиции. Поэтому у нас много советских карикатур, посвященных именно Америке, высмеивающих Дядюшку Сэма, ведь таких в период холодной войны было очень много».
И, наконец, самая современная часть экспозиции включает в себя не только карикатуры на наших современников, но и стол для интерактива – посетителям предложено либо нарисовать карикатуру самим, либо разложить пазлы из частей изображения какого-нибудь политического деятеля.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД взялся за голову известного советского деятеля Николая Ивановича Бухарина и с ходу собрал ее. «Как видите, ничего сложного, – улыбнулся куратор Алексей Бойко. – Каждый может справиться».
Также в этом углу выставки организаторы установили два экрана, на которых транслируются самые известные творения современных карикатуристов, которых нет в экспозиции. Из них петербуржцам особенно запоминается сцена удивления Валентины Матвиенко от башни «Охта центра», подсмотренная карикатуристом Виктором Скрылевым.
Выставка в Музее политической истории России в Петербурге продлится до 15 ноября.