Российская премьера фильма состоялась 22 июня на 32-м Московском международном кинофестивале. Сначала в 4 утра в Бресте, затем – в 22.00 в Москве. Впрочем, если верить официальному сайту фильма, премьера премьерой, но до начала проката картины осталось более трех месяцев.
Это фактически первая картина за последние 20 лет, создание и прокат которой полностью профинансированы государством
Публика на премьерном показе собралась отзывчивая и сочувствующая. Овациями, стоя аудитория огромного зала кинотеатра «Октябрь» приветствовала единственного оставшихся в живых, как об этом сообщил продюсер фильма Игорь Угольников, защитника Брестской крепости. Дружные аплодисменты зазвучали и когда на экране появилась надпись «Беларусфiльм».
Великая Отечественная война предоставила необъятный объем материалов, событий и эмоций, которыми пользуется (а иногда и паразитирует) уже не одно поколение художников, писателей и режиссеров. 22 июня 1941 года – чуть ли не самый, наряду с 9 мая 1945 года, киногеничный день в истории. Контраст между устоявшимся миром, теплым летним днем, планами отдельно взятых персонажей на будущее, жизнью и внезапной агрессией, нападением, смертью впечатляет всех без исключения. Даже если его изображает не самый талантливый художник, человеческое воображение дорисует за него.
«Брестской крепости» повезло. Да, это госзаказ, но от него не несет за версту квасным патриотизмом. Да, это фактически первая картина за последние 20 лет, создание и прокат которой полностью профинансированы государством. Да, в процессе съемок было много не только технических, но и финансовых трудностей, а в результате кризиса бюджет фильма пришлось урезать чуть ли не на треть. Тем не менее фильм получился – жестким, лаконичным, динамичным, упругим и, что немаловажно, искренним.
Заставляющим посмотреть на сегодняшнего себя и свой мир с несколько неожиданного ракурса, который озвучил режиссер Александр Котт в интервью «Голосу России»: «Главное для меня, чтобы зритель посмотрел и подумал: а что бы я сделал в этой ситуации? Мы сейчас слишком хорошо живем. Люди того военного времени, возможно, тоже хорошо жили. И вдруг в один миг все оказалось сметено! Чтобы об этом помнили, чтобы не было еще одной такой войны – вот для чего мы сняли этот фильм».
В основе сценария, и это неоднократно подчеркивалось режиссером и продюсером фильма, – материалы книги Сергея Смирнова, немецкие письма, документы мемориала-музея Брестская крепость. То есть предельно возможная аутентичность во всем, за исключением, понятное дело, самой крепости, которую пришлось отстраивать заново.
У главных героев есть реальные прототипы: персонаж Павла Деревянко – Ефим Фомин, один из первых героев Великой Отечественной, комиссар, возглавивший оборону Брестской крепости. Андрей Мерзликин и Александр Коршунов играют роли награжденных посмертно званиями героя Советского Союза Петра Гаврилова и Андрея Кижеватова. Связующей в прямом и переносном значении слова линией выступает 13-летний Сашка Акимов (Алексей Копашов), глазами которого показаны три очага сопротивления цитадели, возглавляемых Фоминым, Гавриловым и Кижеватовым.
Структурно фильм состоит из довоенного пролога, счастливого, но, тем не менее, проникнутого предчувствием неотвратимой катастрофы, и нескольких глав, разбитых по дням. Наибольшее внимание (чуть ли не половину хронометража) по понятным причинам режиссер уделил 22 и 23 июня и максимально сократил оставшиеся дни, чем уже навлек на себя упреки некоторых критиков в том, что предпочел с размеренного текста перейти к скороговорке.
Но, пожалуй, Александру Котту, автору фильма «Ехали два шофера», можно простить некоторую рваность повествования, ведь ему удалось ярко и убедительно показать, не выпячивая собственное эго (камень в огород «Утомленных солнцем-2»), весь диапазон человеческой натуры – «от хаоса и паники до обретения силы и твердости», проявляющийся, как и завещали экзистенциалисты, в экстремальных ситуациях.