Культура

11 марта 2010, 17:07

«Аватар» наступил на мозоль нашего общества

Фото: kinopoisk.ru

Избрав путь «вынужденного предательства» во имя правды, американский морпех поступил очень по-русски, очень по-нашему. Современный русский Иван, окажись он на месте Джейка, сделал бы то же самое, и даже с большей решимостью, чем тот заокеанский Джейк. И нави наверняка бы приняли нашего Ивана с куда большим доверием: чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть слово «нави» наоборот.

За океаном случилась большая кинематографическая сенсация, граничащая со скандалом: «Аватар», самый громкий блокбастер года и века, взял всего три «Оскара» вместо желаемых девяти. И те три – во второстепенных номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика». Однако говорить о провале фильма как минимум смешно: то, что не получил золотыми статуэтками, «Аватар» взял живыми деньгами. Всего в мировом прокате новое творение знаменитого голливудского кудесника Джеймса Кэмерона собрало более двух с половиной миллиардов долларов. В России самый кассовый фильм всех времен и народов также стал безусловным лидером проката, заработав три с лишним миллиарда рублей. Фильм Кэмерона без малого два месяца собирал длинные очереди у касс и полные залы при просмотре; на него шли целыми семьями и офисами; никогда еще со времен первых, легендарных «Звездных войн» у отечественного зрителя не возникало такого страстного желания смотреть и пересматривать какую-либо картину. Не будет преувеличением сказать, что у нас «Аватар» сделался настоящим народным любимцем.

Больше того, в России новый фильм Кэмерона стал не просто «зрелищем», но и общественным явлением. Он породил девятый вал дискуссий в блогосфере, которые не угасают до сих пор. В этих жарких дискуссиях участвуют не только фанаты и любители кино, но и писатели, журналисты, культурологи; люди, казалось бы, далекие от фантастических и развлекательных жанров. Все чаще создается впечатление, что многим нашим соотечественникам созданный Кэмероном «этот новый мир» кажется гораздо более реальным, нежели нашенский, привычный, тот, в котором все они живут.

В чем же причина столь феноменального успеха «Аватара»?

Есть три точки зрения на этот счет.

Одни считают, что причина более чем тривиальна: это красивая, объемная «картинка». Действительно, красоты далекой планеты Пандоры, искусно вылепленные Кэмероном и показанные в продвинутых стерео-кинозалах IMAX/RealD/3D, никого не оставляют равнодушным. Подобного раньше не было, а если что и было, то не в таком масштабе, не с таким размахом. Поистине, «Аватар» − первый фильм XXI века, века сверхвысоких информационных технологий, которые все увереннее стирают грань между фантастикой и реальностью. По крайней мере, в «Аватаре» эту грань уже не видно.

Другие полагают «Аватар» красивой сказкой, которая вдруг оказалась близка и понятна миллионам сердец во всем мире. В самом деле, здесь все как в сказке: незамысловатый, архетипичный сюжет; сильные, яркие герой и героиня, их светлая любовь; волшебный мир, полный чудес и тайн, похожий на оживший сон; могущественное зло под личной добра, готовое разрушить эту красоту ради презренных меркантильных выгод; великие испытания, сквозь которые с честью проходят герои; и заслуженная победа в конце сказки – победа красоты, добродетели и справедливости.

Аватар» – фильм больше о нас, земных и грешных, чем о чужих и дивных инопланетянах

Для третьих «Аватар» − настоящая психологическая, отчасти политическая, нравственная драма. Они воспринимают сказочное действо на Пандоре со всей серьезностью и указывают на «вечные» вопросы, которые ставит Кэмерон перед своими героями, а значит, перед зрителями. Например, предатель ли Джейк Салли, главный герой фильма, землянин, воплотившийся в теле «аватара», отправленный на спецзадание к нави, индейцам Пандоры, а затем перешедший на их сторону в противостоянии с землянами? Вообще, кто прав в этом конфликте: наши, то есть земляне, явившиеся на чужую планету для добычи некоего особо ценного для землян минерала, либо нави, чужие, готовые с оружием в руках отстаивать свой дом? С оружием, кстати говоря, заведомо менее совершенным, нежели то, каким располагают пришельцы-земляне. Или такой вопрос – остался ли человеком Джейк Салли, превратившись в одного из «них»?

Признаюсь, мне ближе третья точка зрения, закономерно вбирающая в себя первые две. Как бы изумительно красив и дивно сказочен ни был «Аватар», он не тронул бы нас, посмотревших этот фильм, так сильно, если бы мы не увидели в нем себя, свою жизнь, отчасти реальную, отчасти воображаемую и отчасти – желаемую. Если бы не умели ценить красоту, сопереживать людям – именно людям, себе подобным! – и верить в справедливость, в ту «правду», которая и есть Сила. Если бы не разглядели на широком полотне Кэмерона свои ошибки, свои страхи и свои надежды.

В этом смысле, конечно, «Аватар» – фильм больше о нас, земных и грешных, чем о чужих и дивных инопланетянах.

Собственно, трехметровые гиганты нави, живущие в гармонии с природой своей планеты, – это и есть люди; люди, еще не испорченные благами, искушениями и иллюзиями «высокоразвитой» цивилизации. Но уже достаточно зрелые, чтобы воспринимать насилие над Матерью-Природой как… безумие, требующее обязательной терапии живым общением с этой самой Матерью всего живущего.

#{movie} А земляне, прибывшие на Пандору, чтобы черпать ее богатства, – это, конечно, не люди, вернее, люди только снаружи, внутри – машины, программы, живые станки для добычи денег. «Они сидят на моих бабках!» – с каким искренним недоумением в голосе, с какой неподдельной обидой говорит о нави Паркер Селфридж, предприимчивый босс земной корпорации. Он готов презентовать туземцам Пандоры любые блага своей цивилизации, лишь бы те ушли с хлебного места, отдали свой дом под выработку, пожертвовали, как сказали бы мы, «традиционными ценностями» в пользу комфортного существования. Но – вот ведь чудеса! – этим странным нави не нужен комфорт, так обожаемый землянами; от землян-пришельцев им вообще не нужно ничего! «Нам нечего им предложить», – объясняет своим прежним сородичам Джейк Салли, «аватар», принятый нави в свое племя и познавший их образ жизни изнутри.

Все так, но одного Джейк Салли недоговаривает – режиссер предпочитает, чтобы это договорили за него мы – землянам нечего предложить не только нави, но и самим себе.

В самом деле – что?

Джинсы? Пиво? Теплые сортиры? Мощные машины? Грозного «Папу-Дракона» с четырьмя несущими винтами, обвешанного пулеметами и ракетами?

Это всё, к чему мы пришли за тысячи лет прогресса, всё, чем мы богаты и чем можем похвастаться перед иной цивилизацией?

Но на всякого мудреца довольно простоты; рано или поздно эта простота побеждает «цветущую сложность», и на всякого «Папу-Дракона», насыщенного электроникой механического монстра, всегда найдется настоящий, живой Большой Красный Дракон с отважным, находчивым и удачливым героем-наездником.

Неудивительно поэтому, что зрители в большинстве своем симпатизируют не «родным» воякам, а индейцам с Пандоры – те получаются и мудрее, и человечнее «наших», и высшая справедливость как-то незаметно, но верно оказывается на их стороне.

Так внешний конфликт «люди против чужих» трансформируется во внутреннее противоборство «чужие против людей», где «чужие» – это пришельцы и их машины, а «люди» – это те, кто защищает от пришельцев родной дом и землю предков – или, говоря терминами Л. Н. Гумилева, свой вмещающий ландшафт; и люди закономерно побеждают в этой битве. Под синей кожей нави зритель легко угадывает людей: люди – это не те, кто снаружи напоминает человека, а те, кто живет по-людски, по законам человечности.

Однако тема предательства остается, подвисает Дамокловым мечом; ни герой, ни режиссер не дают ответа на последний вопрос полковника Кворитча, главного антагониста: «Каково это, предать свою расу?»

И шире: можно ли предать «своих», если они неправы?

Это вопрос ко всем нам, пожалуй, главный вопрос «Аватара».

Тут же он распадается на множество других вопросов – от них не уйти. Можно ли предать Родину, если она неправа? Нацию? Человечество? А корпорацию? Работодателя? Воинское братство?..

Опасное лукавство «Аватара» в том, что он мягко, ненавязчиво, но все же переводит главный вопрос фильма из политической плоскости в моральную. И тем наступает на больную мозоль нашего общества – общества, в котором моральные, «общечеловеческие» ценности, пусть и изрядно обесценившиеся за годы «реформ», все равно звучат сильнее патриотических, национальных.

Нынешние российские обыватели в массе своей космополитичнее своих отцов и дедов времен Союза ССР; в пору наступающего на них со всех сторон глобализма они чаще ощущают себя «гражданами мира», чем своего Отечества. Для многих и многих сегодня «свои» – это семья и дом, а не страна и государство; тем более не корпорация; следовательно, «свои» – это там, где дом, где семья, где «правда». Поэтому они готовы простить и даже оправдать «предательство» как переход на сторону недавнего врага, но не готовы – измену «правде».

Чем это опасно? Тем, что в пору жестких испытаний, которые всем нам, возможно, предстоят, нашим людям будет трудно сплотиться вокруг своих лидеров и общей цели – вместо того, чтобы сплачиваться, они будут долго и мучительно выбирать каждый «свою» сторону. Причем выбирать они будут не так, как выбирали их отцы и деды в годину Великой Отечественной, а так, как выбирает сегодня «аватар» Джейка Салли. То есть, по примеру любимого героя и по собственным критериям «общечеловеческой» морали, не патриотического долга. Это ослабит нас и сделает более уязвимыми. Ведь «правда», как это не раз уже бывало в жизни, может обернуться огромной, страшной ложью, а роковой выбор уже будет сделан, его не удастся отыграть назад…

Первый фильм XXI века – о нас и о том, что очень многое нам нужно в своей земной консерватории поправить. Так поправить, чтобы приблизить «правду» к долгу, сократить разрыв между ними. Да и в российской не мешало бы: найдите, для примера, десять отличий между сюжетом «Аватара» и конфликтом вокруг московского поселка Речник.

Увы, очевидно, что многим из сегодняшних зрителей «Аватара» не понравится столь нелицеприятный «месседж» самого кассового фильма всех времен и народов. Они предпочтут пропустить его мимо ушей. Новое творение Кэмерона, наверное, так и останется для них всего лишь красивой, зрелищной сказкой…

…До тех пор, пока она не станет былью?

Текст: Таис Максимова

Вам может быть интересно

Минобороны показало видео уничтожения украинского МиГ-29
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

Меркель заявила, что Зеленский сделал ее козлом отпущения

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel выразила мнение, что президент Украины Владимир Зеленский сделал ее ответственной за последствия саммита НАТО в Бухаресте 2008 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

ВС России уничтожили на земле украинский МиГ-29

Уничтожен на земле самолет МиГ-29 воздушных сил Украины, сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

СМИ: После ударов по Украине вдвое снизилось число звонков мошенников

После мощного удара по энергетической инфраструктуре Украины количество звонков от мошенников россиянам снизилось вдвое из-за отключения света в колл-центрах аферистов, сообщили СМИ.

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Депутат Верховной рады Артем Дмитрук обвинил президента Украины Владимира Зеленского в обмане украинцев, назвав его «клоуном», после его заявления о причинах отмены заседания Рады на фоне российского удара системой «Орешник».

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?