Знаменитое американское издательство DC comics, благодаря которому на свет появились Супермен и Бэтмен, объявило о беспрецедентном эксперименте в области комикса. Директор DC Пол Левиц одолжил своих героев проекту «99», автором которого является кувейтский психолог и издатель Наиф аль-Мутава.
#{quote1}«99» – самый популярный комикс на Ближнем Востоке. Он был выпущен в 2006 году и сразу разошелся тиражом в 1 млн экземпляров. Успех проекта был настолько огромен, что в Кувейте в 2009 году был возведен первый тематический парк аттракционов с суперами-мусульманами, а американский журнал Forbes поместил «99» в рейтинге 20 самых влиятельных тенденций в мировой поп-культуре.
Более того, не так давно крупнейшая европейская медиакомпания Endemol объявила о намерении сделать комикс полнометражным мультфильмом. Теперь сага получит неожиданный поворот – на ее территорию произойдет вторжение американских суперов.
Популярность комикса «99» докатилась и до США, которые решили его использовать в качестве платформы для культурного диалога с арабскими странами. Результаты деятельности Супермена на мусульманской земле можно будет оценить уже в следующем году. Специалисты утверждают, что это будет настоящий прорыв в искусстве комикса, так как он станет «важным шагом к сближению двух культур».
К слову, толчком для создания «99» послужили события 11 сентября. Наиф аль-Мутава, потрясенный увиденным, решил создать комикс, в котором смог бы показать другую сторону арабо-мусульманского сообщества вопреки сложившимся представлениям.
Теперь героев – творения различных культур объединят, что однозначно потребует определенных компромиссов и, как следствие, ломки стереотипов классического американского комикса.
Главное отличие исламских супергероев от американских в том, что они не страдают раздвоением личности и не разрываются между людскими страстями и спасением человечества. Это самые обычные люди, которые в один прекрасный момент открывают в себе неординарные способности. Собственно, магическая цифра 99 значит число ипостасей Аллаха, каждая из которых выражена в том или ином герое.
«Герои исламского комикса обладают невероятной пластикой, сверхчеловеческими способностями и прочими достоинствами. Они добродетельны и они мусульмане. В рисованной вселенной Наифа аль-Мутавы экстремизм вытесняется интегризмом», – делится впечатлениями от прочитанного эксперт по комиксам Домар Идрисси.
Идрисси, директор компании Rai Media, которая получила право на публикацию «интегрированного» комикса во Франции, в интервью журналу Express уточнил, что в Европе появится сразу два альбома комиксов. Первый получил название «Истоки» и обращен главным образом к арабо-мусульманским иммигрантам. Вторая часть – «Штормовое предупреждение» – ориентирована на самую широкую аудиторию. Первыми оценить полученный результат смогут жители стран «супердиалога».
По словам эксперта, сага непременно привлечет к себе интерес уже благодаря своей новизне: «Меня очень удивил культурный пласт этой истории. Все прекрасно помнят комиксы Marvel с Человеком-Пауком, Людьми-Икс и так далее, все знают японские манга, которые несут на себе отпечаток своей культуры. Если говорить о сюжете классических комиксов Америки, то в целом они повторяют себя, самовоспроизводят. Америка всегда выступает спасителем человечества в противовес остальному миру. С сагой «99», где фигурируют мусульманские герои со своими идеалами, все обстоит иначе, поэтому она смотрится как-то свежее и уникальнее».
#{movie}Особый интерес в истории «99» составляет момент борьбы, но зло не персонифицируется. «Это наподобие легенды или детской сказки, когда Зло не имеет конкретной отсылки к персонажу или событию, то есть когда речь идет о «воображаемом монстре», а не реальном лице, который лишь ассоциируется в сознании с чем-то ужасным. Например, когда детей запугивают людоедами и ведьмами, живущими в лесах. Американские комиксы же далеки от предания, они отсылают к нашему современному миру», – поясняет директор Rai Media.
В первой части истории – «Истоки» – события начинаются в 1258 году, в то время, когда монголы захватили Багдад. Воины халифата, чтобы сохранить от разрушения Храм Знания (Дом Аллаха), с помощью алхимии обращаются в 99 частиц, символизирующих единого бога, которые оказываются разбросанными по всему свету. Спустя сотни лет герои комикса один за другим обнаруживают те самые крупицы, после контакта с которыми человек получает тот или иной дар.
К слову, «99» – это еще и количество бусин в мусульманских четках, каждая из которых символизирует одно из имен Аллаха с присущими ему качествами. Понятно, что команда исламского комикса достигает вершины могущества при соединении всех «бусин».
Стоит также отметить, что в мусульманском комиксе все же сохраняются традиционные черты. Это касается, прежде всего, стиля изображения. Осталось место и для мифа о создателе суперов (вспомним учителя Сплинтера и его черепашек-ниндзя), который толкает их на новые подвиги и регулирует уровень их способностей.
«Эти герои не прикреплены к реалиям сегодняшнего дня, они сражаются с общим врагом, безымянными темными силами, – говорит Идрисси. – Здесь нет пресловутого монстра, Америки, сражающейся с коммунистами. Но если все-таки вглядываться в лицо изображенному в истории «99» злу, то, скорее всего, в нем можно увидеть черты экстремизма».
В своем творении аль-Мутава на первое место выносит солидарность. Все его герои – космополиты. Они – представители 99 стран мира. Но при этом действуют сообща в отличие от одиночек Бэтмена или Супермена.
Наиф, который, напомним, является психологом, осмысленно лишил их цельности: раздробленные в прошлом, герои, как звенья одной цепочки, не могут бороться со злом на манер того же Человека-Паука. Их сила – в объединении. В этом главная идея книжки.
При этом Наиф, привнеся американских суперов в свой мусульманский мир, не стал их «причесывать» под общую схему, а дал право бороться уже за свои идеалы, несмотря на все культурные различия.
«Это очень символическая встреча, – говорит Ирдисси. – Знаете, когда я прокручиваю в голове американские комиксы, я вижу среди главных героев только мужчин и именно белых. В комиксе «99» подобной дискриминации не существует: здесь равное количество женских и мужских персонажей, различных рас и культур. Здесь толерантность – тоже очень важный фактор, я бы даже сказал основополагающий».