Культура

12 сентября 2008, 22:28

Доронина: «Счастье – ощущение необходимости себя»

Фото: ИТАР-ТАСС

Вряд ли нужно отдельно представлять великую актрису Татьяну Доронину, фильмы и спектакли с участием которой уже давно в золотом фонде отечественной культуры. После раздела МХАТа Доронина руководит «оппозиционной» частью театра, и оттого ее актерские работы остаются в тени режиссерской и административной деятельности. Именно поэтому сегодня, в день рождения актрисы, важно вспомнить именно творческую составляющую биографии Дорониной.

Выходить на сцену нужно с болевыми точками, определенными судьбой в твоей жизни. Без общности и ощущения себя частью целого выходить на сцену не стоит

– За годы художественного руководства вы поставили во МХАТе им. М.Горького немало спектаклей. Разные актеры приходят в режиссуру разными путями. Как это было у вас?
– За редким исключением, в режиссуру приходят именно актеры. Это и великие Константин Станиславский, и Евгений Вахтангов, и Леонид Вивьен, и Рубен Симонов, и Марк Захаров – продолжать можно долго.

Со дня основания МХАТа помощниками Станиславского в режиссуре были такие актеры, как Иван Москвин, Леонид Леонидов, Виктор Станицын и великий Борис Ливанов. И это совсем не удивительно, а вполне закономерно.

Свой приход на сцену в качестве режиссера считаю не по своей воле. В равной степени как не по своей воле была избранна и на должность художественного руководителя. Избрана коллективом.

На тот момент за плечами была работа с великими мэтрами в режиссерском деле: с гениальным Г.А.Товстоноговым, очень одаренным А.А.Гончаровым. Накопился большой опыт актерских забот. Помогли и Высшие режиссерские курсы, которые я окончила.

Я училась на Высших режиссерских курсах, не предполагая становиться режиссером, мне было интересно слушать лекции Эфроса, Гончарова, Трауберга...

– В ваших спектаклях заняты звездные составы актеров. Что для вас наиболее важно при выборе актера?
– Главное при показе актеров – отобрать среди них неожиданные, непохожие актерские индивидуальности. При распределении ролей стараюсь следовать тому принципу, которым руководствовался Георгий Александрович Товстоногов.

Создавая спектакль, он словно собирал картину из драгоценных камней, каждый из которых имел свой особый, неповторимый цвет, свое особенное сияние и свое законное, только ему предназначенное место.

Безусловно, очень важны человеческие качества актера, его способность к самоотверженному служению любимому делу.

– Разные великие актеры себя по-разному настраивают на выход на сцену. Как это было у вас раньше и как сегодня?
– Готовиться к выходу на сцену сегодня легче и быстрее, чем в молодые годы. Выходить на сцену и тогда, и ныне нужно с теми болевыми точками, которые определены судьбой в твоей собственной жизни.

Без общности и ощущения себя частью целого выходить на сцену не стоит.

– Какие самые яркие воспоминания, связанные с театром?
– Самый великий спектакль старого МХАТа «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко я успела посмотреть в первом составе.

Я восторгалась гениальными работами Бориса Ливанова, Алексея Грибова, великолепной Аллы Тарасовой.

Второе сильное потрясение – в БДТ, в пору, когда я работала в театре Ленинского комсомола, а в БДТ была просто зрителем. В спектакле «Идиот» для меня открылась целая плеяда великих актеров.

То был спектакль с выявлением самой сути великого произведения и главного его героя князя Мышкина в гениальном исполнении Иннокентия Смоктуновского.

Третий спектакль-веха для меня – это «Собака на сене» в театре им. Маяковского, поставленный и сыгранный с редким изяществом, чувством формы, ощущением жанра, тонким юмором и безукоризненным вкусом. Блистала божественная Мария Бабанова в роли Дианы.

– Что для вас важнее – интересная роль или интересный режиссер?


– Самое продуктивное, когда происходит объединение талантливого режиссера с талантливо написанной пьесой. Соизмерять всех с грандиозным Товстоноговым – дело безнадежное.

Работая с другими режиссерами, я старалась и стараюсь уважать их точку зрения и профессионально работать по тем задачам, которые они передо мной ставят. В работе самое интересное – играть автора.

– Что вы думаете о статусе культуры в XXI веке?
– Культура находится в большой опасности. Сначала все кричали о недопустимости заграничных фильмов, порнографии, проституции...

Сегодня запустили всю эту грязь в наше общество. Становится страшно за наше общество, за наше будущее...

И поэтому сегодня, несмотря на огромные трудности в нашей жизни, требуются все усилия, направленные на возрождение культуры, в первую очередь самобытной, национальной.

Мы забыли свои истоки. Мы не знаем своей великой литературы: с XIX века кое-что знаем, а что было до – не знаем совсем. Я говорю это потому, что, когда я недавно, как и большинство читателей, открывала для себя «Историю государства Российского» Карамзина, я поняла, что такое Карамзин со всеми его многочисленными прекрасными ссылками на летописи.

Я поняла, что от нас скрывали лучшее и неповторимое. Возьмите российскую живопись: ее истоки – иконы. Мы можем только предположить, какое количество икон было уничтожено, а какое вывезено, да и сейчас вывозится за границу.

Все, что имело отношение к нашему духу, к нашей вере, находится на других континентах среди людей, которые относятся к этому не более как к экзотике. А духовная музыка, которой мы также были лишены, и только сейчас перед нами начинает приоткрываться «страна божественных напевов».

На всех землях, во всех государствах существует общий закон развития. Но вопреки этому общему закону, в отличие от многих других, мы не смогли отстоять своего Бога, свою веру – от этого теряем культуру.

Потери в искусстве драматического театра надолго остановили его развитие. Потеряно больше, чем сохранилось, да и оставшееся растаскивается по кусочкам и уничтожается.

Ушел из жизни замечательный режиссер Георгий Товстоногов, и вместе с ним ушел высокий уровень реалистического театра. Реалистический театр немоден, более того, он сейчас подвергается гонению.

Воспитание молодых режиссеров, драматургов, актеров идет в ином направлении. Подмена «обозначения страдания» «существованием в этом страдании» – вот разница в сути театра условного и театра реалистического.

– Ваша жизнь в театре сегодня – это счастье. В чем оно?
– Счастье в ощущении нужности, необходимости тебя «сегодня», «сейчас» на этой сцене, перед этой публикой.

Текст: Татьяна Санина

Вам может быть интересно

Лукьянов объяснил жалобы Трампа на нечитавшего мирный план Зеленского
Темы дня

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

National Interest оценило возможность Зеленского сбежать в Израиль

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора – уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Власти Германии обсуждают идею отказаться от советских и гэдээровских названий улиц, сообщает Bild со ссылкой на заявление уполномоченной Бундестага по делам жертв репрессий от Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эвелин Цупке.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов