Культура

12 сентября 2008, 22:28

Доронина: «Счастье – ощущение необходимости себя»

Фото: ИТАР-ТАСС

Вряд ли нужно отдельно представлять великую актрису Татьяну Доронину, фильмы и спектакли с участием которой уже давно в золотом фонде отечественной культуры. После раздела МХАТа Доронина руководит «оппозиционной» частью театра, и оттого ее актерские работы остаются в тени режиссерской и административной деятельности. Именно поэтому сегодня, в день рождения актрисы, важно вспомнить именно творческую составляющую биографии Дорониной.

Выходить на сцену нужно с болевыми точками, определенными судьбой в твоей жизни. Без общности и ощущения себя частью целого выходить на сцену не стоит

– За годы художественного руководства вы поставили во МХАТе им. М.Горького немало спектаклей. Разные актеры приходят в режиссуру разными путями. Как это было у вас?
– За редким исключением, в режиссуру приходят именно актеры. Это и великие Константин Станиславский, и Евгений Вахтангов, и Леонид Вивьен, и Рубен Симонов, и Марк Захаров – продолжать можно долго.

Со дня основания МХАТа помощниками Станиславского в режиссуре были такие актеры, как Иван Москвин, Леонид Леонидов, Виктор Станицын и великий Борис Ливанов. И это совсем не удивительно, а вполне закономерно.

Свой приход на сцену в качестве режиссера считаю не по своей воле. В равной степени как не по своей воле была избранна и на должность художественного руководителя. Избрана коллективом.

На тот момент за плечами была работа с великими мэтрами в режиссерском деле: с гениальным Г.А.Товстоноговым, очень одаренным А.А.Гончаровым. Накопился большой опыт актерских забот. Помогли и Высшие режиссерские курсы, которые я окончила.

Я училась на Высших режиссерских курсах, не предполагая становиться режиссером, мне было интересно слушать лекции Эфроса, Гончарова, Трауберга...

– В ваших спектаклях заняты звездные составы актеров. Что для вас наиболее важно при выборе актера?
– Главное при показе актеров – отобрать среди них неожиданные, непохожие актерские индивидуальности. При распределении ролей стараюсь следовать тому принципу, которым руководствовался Георгий Александрович Товстоногов.

Создавая спектакль, он словно собирал картину из драгоценных камней, каждый из которых имел свой особый, неповторимый цвет, свое особенное сияние и свое законное, только ему предназначенное место.

Безусловно, очень важны человеческие качества актера, его способность к самоотверженному служению любимому делу.

– Разные великие актеры себя по-разному настраивают на выход на сцену. Как это было у вас раньше и как сегодня?
– Готовиться к выходу на сцену сегодня легче и быстрее, чем в молодые годы. Выходить на сцену и тогда, и ныне нужно с теми болевыми точками, которые определены судьбой в твоей собственной жизни.

Без общности и ощущения себя частью целого выходить на сцену не стоит.

– Какие самые яркие воспоминания, связанные с театром?
– Самый великий спектакль старого МХАТа «Три сестры» в постановке Немировича-Данченко я успела посмотреть в первом составе.

Я восторгалась гениальными работами Бориса Ливанова, Алексея Грибова, великолепной Аллы Тарасовой.

Второе сильное потрясение – в БДТ, в пору, когда я работала в театре Ленинского комсомола, а в БДТ была просто зрителем. В спектакле «Идиот» для меня открылась целая плеяда великих актеров.

То был спектакль с выявлением самой сути великого произведения и главного его героя князя Мышкина в гениальном исполнении Иннокентия Смоктуновского.

Третий спектакль-веха для меня – это «Собака на сене» в театре им. Маяковского, поставленный и сыгранный с редким изяществом, чувством формы, ощущением жанра, тонким юмором и безукоризненным вкусом. Блистала божественная Мария Бабанова в роли Дианы.

– Что для вас важнее – интересная роль или интересный режиссер?


– Самое продуктивное, когда происходит объединение талантливого режиссера с талантливо написанной пьесой. Соизмерять всех с грандиозным Товстоноговым – дело безнадежное.

Работая с другими режиссерами, я старалась и стараюсь уважать их точку зрения и профессионально работать по тем задачам, которые они передо мной ставят. В работе самое интересное – играть автора.

– Что вы думаете о статусе культуры в XXI веке?
– Культура находится в большой опасности. Сначала все кричали о недопустимости заграничных фильмов, порнографии, проституции...

Сегодня запустили всю эту грязь в наше общество. Становится страшно за наше общество, за наше будущее...

И поэтому сегодня, несмотря на огромные трудности в нашей жизни, требуются все усилия, направленные на возрождение культуры, в первую очередь самобытной, национальной.

Мы забыли свои истоки. Мы не знаем своей великой литературы: с XIX века кое-что знаем, а что было до – не знаем совсем. Я говорю это потому, что, когда я недавно, как и большинство читателей, открывала для себя «Историю государства Российского» Карамзина, я поняла, что такое Карамзин со всеми его многочисленными прекрасными ссылками на летописи.

Я поняла, что от нас скрывали лучшее и неповторимое. Возьмите российскую живопись: ее истоки – иконы. Мы можем только предположить, какое количество икон было уничтожено, а какое вывезено, да и сейчас вывозится за границу.

Все, что имело отношение к нашему духу, к нашей вере, находится на других континентах среди людей, которые относятся к этому не более как к экзотике. А духовная музыка, которой мы также были лишены, и только сейчас перед нами начинает приоткрываться «страна божественных напевов».

На всех землях, во всех государствах существует общий закон развития. Но вопреки этому общему закону, в отличие от многих других, мы не смогли отстоять своего Бога, свою веру – от этого теряем культуру.

Потери в искусстве драматического театра надолго остановили его развитие. Потеряно больше, чем сохранилось, да и оставшееся растаскивается по кусочкам и уничтожается.

Ушел из жизни замечательный режиссер Георгий Товстоногов, и вместе с ним ушел высокий уровень реалистического театра. Реалистический театр немоден, более того, он сейчас подвергается гонению.

Воспитание молодых режиссеров, драматургов, актеров идет в ином направлении. Подмена «обозначения страдания» «существованием в этом страдании» – вот разница в сути театра условного и театра реалистического.

– Ваша жизнь в театре сегодня – это счастье. В чем оно?
– Счастье в ощущении нужности, необходимости тебя «сегодня», «сейчас» на этой сцене, перед этой публикой.

Текст: Татьяна Санина

Вам может быть интересно

Минобороны показало видео уничтожения украинского МиГ-29
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

Меркель заявила, что Зеленский сделал ее козлом отпущения

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel выразила мнение, что президент Украины Владимир Зеленский сделал ее ответственной за последствия саммита НАТО в Бухаресте 2008 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

ВС России уничтожили на земле украинский МиГ-29

Уничтожен на земле самолет МиГ-29 воздушных сил Украины, сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

СМИ: После ударов по Украине вдвое снизилось число звонков мошенников

После мощного удара по энергетической инфраструктуре Украины количество звонков от мошенников россиянам снизилось вдвое из-за отключения света в колл-центрах аферистов, сообщили СМИ.

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Я допускаю, что при существующем на Украине бардаке Зеленский не контролирует свои заявления и не знает, чем занимается его офис, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Корнилов. Так он отреагировал на споры по поводу причин переноса заседаний Верховной рады на фоне российского удара новейшей ракетой «Орешник».

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?