Приятное с полезным
Главное, что есть в Монтрё, – атмосфера безумного муравейника величиной в целый швейцарский город, где одновременно происходит очень много интересных тебе событий
Нет, конечно же, за его солидную историю на его площадках сыграли все способные передвигаться по миру звезды мирового джаза. И в этом году в Монтрё приехали и Хэрби Хэнкок, и Билли Кобэм, и Маркус Миллер, и Стэнли Кларк, и Чик Кориа.
А Куинси Джонс вообще отметил там свое 75-летие. Однако с самых первых лет своей жизни фестиваль был пристанищем самых разных стилей и направлений в музыке.
Если в 1967 году в Монтрё играли молодые «Rolling Stones», то в этом – уже постаревшие «Deep Purple», Пол Саймон и Леонард Коэн. Причем оба – не впервые.
Старик Коэн, начавший свое выступление с неистребимого шлягера «Dance Me To The End Of Love», даже слегка поностальгировал, вспомнив, что «последний раз был в Монтрё 13 лет назад, когда был еще «мечтательным юнцом» в свои шестьдесят». Роллингов, похоже, ностальгия не мучает. В Монтрё они больше ни разу не заезжали.
На время фестиваля небольшой, но очень ухоженный городок, окаймленный красивейшими горами, превращается в форменный балаган.
Пик сезона
Набережная Женевского озера – с ее бесчисленными сувенирными палатками, кафе и маленькими барами, лавчонками, из которых непрестанно несет марихуаной – напоминает любой южный городок в пик сезона отпусков.
Вряд ли большинство туристов при этом точно знает программу основных музыкальных площадок фестиваля. Это Auditorium Stravinski и Miles Davis Hall. При этом бесплатные выступления на открытом воздухе неизменно собирают сотни меломанов.
В этом году на одной из таких площадок выступал, например, и джазовый оркестр Новосибирской филармонии под руководством Владимира Толкачева. Кстати, совсем рядом с тем местом, где с 1960 по 1977 год в «Монтрё-Палас» в шикарном номере жил другой Владимир – Набоков.
В Монтрё музыканты приехали при поддержке спонсора – любителя джаза. К слову сказать, до сих пор из российских исполнителей лишь Леонид Агутин, имеющий, кстати, профессиональное джазовое образование, мог похвастаться, что играл в Монтрё. В 2005 году он выступил в одной программе с Алом ди Меолой.
– Я не первый раз приезжаю на фестиваль, и больше всего мне в нем нравится то, что он каким-то непонятным образом учитывает вкусы и желания очень разной публики, – рассказывает газете ВЗГЛЯД юрист Полина Левина. – Главное, что есть здесь, в Монтрё, – это атмосфера фестиваля, безумного муравейника величиной в целый швейцарский город, в котором одновременно происходит очень много интересных тебе событий. А уж что именно ты выберешь, часто зависит не столько от твоего музыкального вкуса, сколько от сиюминутного настроения.
Преобладание «туристического» восприятия музыки над «профессиональным» подтверждает еще и то, что билеты на самые попсовые события феста – например, «джазовый поезд», который с постоянно играющим джаз-бендом «на борту» поднимается на 2000 метров в горы, – раскупаются через Интернет за месяцы до начала фестиваля.
За долгую историю фестиваля в Монтрё у её публики выработался условный рефлекс – с энтузиазмом воспринимать всё, что предложит им уже давно постаревший, но еще знающий толк в джазовом туризме Клод Нобс. Его чувству бизнес-импровизации, кажется, можно доверять.