«Святая Анна» примечательна тем, что принять участие здесь могут выпускники всех российских киношкол. Призеры ищутся в трех основных категориях: игровое кино, документальное кино, анимация. В этом году в конкурсе участвовало более двухсот фильмов. Для финальных показов была отобрана примерно четверть.
Основную тенденцию нынешней «Святой Анны» можно сформулировать так: разнообразие, переходящее в хаос. Конечно, хорошо, что в конкурсе нет похожих фильмов, фильмов об одном и том же. Значит, молодые режиссеры умеют мыслить индивидуально, выбирать свой образ мира. Только что-то многовато этих образов... И не всегда они внятно отображены.
Как вы фильму назовете...
Основную тенденцию нынешней «Святой Анны» можно сформулировать так: разнообразие, переходящее в хаос…
Первую информацию о картине всегда получаешь по заголовку. Поэтому сочинителю есть смысл обращать внимание на то, как именуется его шедевр. Заложен ли в названии тот посыл, что побуждает зрителя обратить внимание на фильм. У кого-то это получается, а у кого-то – настоящая беда.
Судите сами: один из двух фильмов, награжденных первой премией, называется «Краткие сведения по некоторым эпизодам» (режиссер Игорь Хомский). Длинно, заумно, непонятно. Самое печальное, что название накрепко берет в плен и ведет за собой. В итоге и фильм оказался невразумительным. К тому же неважно снятым: темные кадры, проблемы со звуком.
Банальностей тоже хватает. Не знаешь, что и думать, когда режиссер называет картину «Светлые души». Право, хуже только «Простые вещи». Содержание плывет, как разлитый кефир. Поверхностно, растерянно как-то.
Довольно часто фильм называют одним словом. Или именем. «Миша», «Венера», «Тася». Последний, кстати – один из лучших в игровом конкурсе. Черно-белая, снятая без единого слова, история «любви на одну ночь», маленького чуда, случайного волшебства между двумя обыкновенными людьми.
Если уж слово одно, пусть оно иллюстрирует происходящее на экране. Удачный вариант – «Пятнашки» Натальи Углицких, редкий пример жанрового кино в конкурсе. Смешной рассказ о том, как три человека, случайно оказавшиеся на одном пятачке и крепко перепутавшиеся, сделан жестко и увлекательно. А за простым словом «Бабай (Дедушка)» (режиссер Альберт Шакиров) скрывается горькая, почти мистическая история о стариках-близнецах, один из которых вынужден продолжать жить за другого.
Одна из главных проблем нынешнего конкурса – проблема финала. Мало кто в состоянии внятно завершить свою работу. Обрывают на полуслове. Недокручивают историю, не знают, что с ней делать. Вроде молодец режиссер, придумал интересный ход, героев нашел, с визуальным рядом поработал.
И только увлечешься просмотром – раз, и обрыв. И не небрежность это, а нечто более печальное. Все стараются мыслить быстрее-быстрее, не задумываясь о том, что любая история должна иметь завершенность. Бросают, торопятся. Жаль.
Из жизни
В прошлом году документальных фильмов в конкурсе было в разы меньше, нежели игровых. На этот раз их почти поровну. И картины удачные.
Главным образом, за счет выбранных героев. Молодые режиссеры забираются в самые разные сферы жизни. Им интересны как успешные люди, так и аутсайдеры. Выбирая между «героем» и «средой», авторы фильмов предпочитают героя.
Даже если герой подан несколько беднее, нежели заслуживает, изучать его все равно любопытно. Скажем, Ася Горбачева (МГУ) в фильме «Я фрик. Этим все сказано» показывает человека, избравшего средой обитания столичную клубную жизнь. Не скрывая своей яркости и при дневном свете, герой фильма, умный и одаренный юноша заставляет вглядеться в себя. Таких людей мы каждый день видим на улице, однако ничего о них не знаем. А они достойны внимания.
А фильм «Лариса» Елены Кузнецовой из Тольятти – о молодой талантливой художнице. Лариса – инвалид. О таких людях трудно говорить. Автор выбрал единственно верную интонацию: понимание. Хрупкая сильная женщина мужественно сопротивляется «системе» (ключевой сценой фильма становится разговор героини с мадам «из собеса», требующей некого усредненного поведения). Живет, как хочет. Не задумывается о своей беде и не акцентирует на ней внимание. Не требует жалости.
Обладателем первой премии среди документалистов стала Юлия Киселева (ВГИК). В центре ее картины «Далеко от Лондона» фигура известного драматурга Василия Сигарева. Штрихи к портрету юноши из диковатого городка Верхняя Салда, рассказывающего в своих пьесах то, что довелось видеть. Автор явно симпатизирует своему герою, хотя и старается быть объективным.
Самый взрослый жанр
Понемногу растет на конкурсе и количество анимационных картин. В этот раз их было больше двадцати. И, пожалуй, этот раздел впечатлял сильнее всего.
Авторской фантазии здесь можно было только позавидовать. Например, Полина Грекова из ВГИКа придумала фильм «Memorigami», где старые семейные фотографии превращаются в живые фигурки. Смешная история о детской жадности «Манная каша» (режиссер Олеся Щукина) – не мультфильм даже, а некий арт-перформанс. Люди-картинки. А уютный детский фильм «Рыбка» Сергея Рябова радует изобразительным рядом. Такие глаза у этой самой рыбки, пойманной злобным рыбаком – прямо плакать хочется.
Удивительно, но при довольно богатом выборе фильмов жюри решило не присуждать первую премию. Зато вторая досталась изумительной работе Светланы Филипповой «Три истории любви». Режиссер соединила анимацию со старыми хроникальными кадрами, и родился изысканный печальный черно-белый фильм об одиноком поэте. Шум и суета большого города, мелькание лиц, среди которых так трудно найти родное. У кого-то судьба – быть одному. И возможности любить могут когда-нибудь исчерпаться.
На предварительной пресс-конференции шел разговор о том, что основная задача «Святой Анны» не только выявить молодые таланты, но и дать им возможность дальше работать в кино. Хорошо, если сами участники понимают, что участие в этом конкурсе – шанс на перспективу. И стоит ответственно отнестись к своим первым работам. При изрядном количестве «коллективного бессознательного», просмотренного на нынешней «Святой Анне» трудно сказать, многие ли режиссеры готовы воспользоваться данным шансом.