Культура

22 октября 2008, 20:35

Ужас не спеша

Фото: ИТАР-ТАСС

В конце октября Малый драматический театр из Санкт-Петербурга под руководством выдающегося русского режиссера Льва Додина приезжает в Москву с большими гастролями. В афише – легендарные «Братья и сестры» и «Бесы», обладатели и номинанты «Золотой маски» «Дядя Ваня», «Жизнь и судьба», «Молли Суини», еще не виданные в Москве последние премьеры – «Бесплодные усилия любви», «Варшавская мелодия», «Долгое путешествие в ночь». С чем связан такой интерес публики к сложному, тяжелому, традиционному театру – более похожему на роман, чем на сценическое действо?

В среднем – если можно позволить себе такую пошлость – спектакли Додина идут не менее трех с половиной часов, и «веселыми» или «неутомительными» их нельзя назвать ни в коем случае: они именно невеселые и утомительные. Там надо набраться терпения и сидеть и думать.

Русская история и литература и безо всяких приспособлений – один чистый хоррор и абсурд

При этом попробуйте достать сегодня хоть один билетик на любой (!) из восьми додинских спектаклей. Это хороший урок тем, кто до сих пор верит в миф о том, что «народ в искусстве не разбирается». Народ в искусстве, может быть, и не разбирается – зато он хорошо чувствует, где всерьез, а где игрушечки.

Почему народ любит Додина? Не «специальная», «своя» публика – а именно широкий зритель? Взаимоотношения «народа» (под которым в данном случае понимается не театральная, незаинтересованная, неангажированная публика, которая «делает кассу») – и Льва Додина, классического питерского интеллигента, режиссера с традиционными представлениями о «вечных ценностях», есть, между прочим, довольно интересный феномен.

Он напоминает взаимоотношения в семьях, образовавшихся волею судеб после октябрьской революции: это когда, условно, отец – рабочий-большевик, а мать – бывшая дворянка (такая коллизия описана, например, в романе Солженицына «В круге первом»). В таких семьях отец и мать, по сути, говорят на разных языках. Существуют в разных категориальных реальностях. Почему они все-таки понимают друг друга?

Потому что понимают люди друг друга не «головой». Понимают не ЧТО говорится – а КАК: то есть важно, с какой эмоциональностью говорится, с какой степенью искренности. В таких случаях, можно сказать, возникает элемент «допонимания», «додумывания», «дочувствования».

Ты можешь говорить о каких угодно отвлеченных вещах – о принципах бинарной оппозиции или об инстинктивном буддизме Христа, – но другой человек все равно тебя поймет (независимо от уровня образованности или начитанности), – если ты будешь говорить об этом «честно» и если собеседник понимает, что для тебя это «важно». То есть когда у тебя горят глаза, когда ты размахиваешь в запале руками или если ты плачешь искренними слезами. Человек может не понимать предмета разговора, но он понимает, что для тебя это – «важно». За то же любят и Додина – те, кто, возможно, к театру никаких чувств не питает: они понимают, что Додину «важно», что он «всерьез» и он «честно».

Его знаменитые спектакли-экранизации, то есть прямо следующие содержанию романов (например, роман Федора Абрамова «Братья и сестры» или «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана), сделаны именно с той степенью нудноватости и неспешности, которые были свойственны роману 20 века.

Современный роман – какими нас в основном пичкают сегодня – обязательно будет динамичен, последователен и боек, постоянное мельтешение событий и действий героев не дают вам, что называется, «уснуть». Главная черта этих романов в том, что они боятся вам не понравиться. Это их и губит.

Лучшие романы XX века, которые и служат Додину материалом (кроме Гроссмана и Абрамова, тут конечно еще Андрей Платонов), отличаются именно в хорошем смысле наплевательским отношением к тому, хватит ли у читателя времени и будет ли ему «интересно». Хороший роман именно течет, а не длится, – ему дела нет до земного времени, у него тикает время собственное. Точно с той же нединамичностью и многословностью, непременными авторскими размышлениями и отступлениями текут спектакли Додина.

Зато это и создает эффект погружения и растворения, и зритель (подобно читателю, выныривающему странице примерно на пятисотой), вдруг чувствует себя словно бы хорошо поевшим, с приятно-тяжелым желудком. Отчего это чувство насыщения искусством, полноты возникает – тайна великая есть. Но тем она и хороша. На шестом или седьмом часу действия «Братьев и сестер», идущем в театре то ли 25, то ли 30 лет (!), зритель теряет ощущение собственного времени и начинает жить в этом бесконечном водовороте жизни забытой богом чухонской деревни середины 40-х годов 20 столетия.

Додин неспешен, повествователен, повсюду расставляет запятые и тире – и понятно, чего он добивается в первую очередь: вытащить современного зрителя из этого состояния «быстрой жизни», «ускоренного темпа» – и заставить его дышать, как во сне: ровно, глубоко, хорошо.

Додинский театр при всем желании не назовешь «современным» – в том смысле, что он лишен каких-либо поддавков по отношению к «новому зрителю». Ну вот, например, у Додина нет элементов хоррора, нет чередования реальности и вымысла, нет намеков на современных людей. Потому что русская история и литература и безо всяких приспособлений – один чистый хоррор и абсурд. Их только нужно увидеть.

В спектакле «Братья и сестры» председатель колхоза произносит речь накануне нового, 1947 года: «Год был тяжелый… Мы выстояли… Но следующий год будет еще тяжелее…». Можно подумать, что это пьеса не по Абрамову, а по Сорокину: Додин ставит это как абсолютный реализм, но воспринимается это как чистый абсурд. Ровно так же разговаривают у Сорокина герои из «Нормы», из новеллы «Падеж». Но там – выдумка, а у Абрамова (и Додина) – реальность: тем она страшнее.

«Жизнь и судьба» – относительно недавняя постановка, которую Додин уже привозил в Москву, также полна этого естественного абсурда. Додин, вслед за Гроссманом, считает причинами возникновения главных ужасов 20 века — Освенцима и ГУЛАГа – не привычную борьбу изуверских идеологий, а шире – как вечный конфликт духовного и материального. Именно обыватель, думающий только о собственном благополучии, и есть опора любых тираний.

По воспоминаниям современников, писатель Гроссман просто впадал в бешенство, когда люди при нем начинали вести многочасовые разговоры о качестве пищи, одежды, о квадратных метрах жилплощади: «Ради того ли были принесены миллионы жертв!» — восклицал он.

Додин эту идею в спектакле обозначил выпукло, нарочито грубо: жизни духовной он противопоставил процесс приема пищи. Почти в каждой сцене, пока герои романа воспаряют к вершинам духа, апеллируют к абстрактным ценностям, нравственным категориям, их оппоненты едят. Молча жуют. Работают челюстями. Торопливо ли или с расстановкой, солидно — неважно. Это и есть одна из главных находок спектакля: основной конфликт не между национальностями, народами, странами даже проходит, а между людьми духа и людьми жратвы. В сущности, эту тему можно отыскать в каждом спектакле Додина – и что, спрашивается, сегодня может быть современнее и актуальнее?..

Текст: Андрей Архангельский

Вам может быть интересно

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Медведев заявил о включении стран НАТО в полномасштабную войну с Россией

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в интервью каналу Al Arabiya обвинил страны НАТО в участии в полномасштабной войне против России после ракетных ударов по Курской и Брянской областям.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Маргарита Симоньян заявила, что Скотт Беннетт, американский эксперт и комментатор Sputnik, мог быть убит за правду о конфликте на Украине. Беннетт активно освещал события в Донбассе и предупреждал о возможной угрозе своей жизни.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр

Российские военнослужащие продвинулись в районе населенных пунктов Ступочки и Григоровка у Часова Яра на Донбассе, взяв его в полуохват, а также начали бои на восточной окраине Великой Новоселки.

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?