Культура

12 августа 2007, 14:12

Молчание, в котором раздаются звуки

Фото: zeitgenoessische-oper.de

Кейдж принадлежит к тем немногим универсальным деятелям культуры, чье творчество повлияло на все искусство XX века. Его музыкальные эксперименты перешагивали академические границы и задавали новый вектор философским, живописным и театральным изысканиям.

Гвозди и ластики

Революционность Кейджа, как и многих новаторов, связана с ощущением исчерпанности традиционных приемов. Это ощущается многими, но свою дорогу находят единицы. Прежде чем разочароваться в ограничениях, традиционно предусмотренных западной тональной системой, Кейдж прилежно брал уроки музыки и композиции, заодно изучал архитектуру в Европе и в Америке.

Арсенал пианиста: положенные в рояль гвозди и гайки, или, наоборот, фетровая материя, или ластики

Одним из его учителей был знаменитый композитор Арнольд Шенберг. Между ними однажды состоялся характерный диалог: «Для того чтобы писать музыку, необходимо чувствовать гармонию», – говорил Шенберг ученику. Кейдж сказал, что не чувствует гармонии. «Тогда, – предупредил Шенберг, – вы всегда будете сталкиваться с препятствиями в своем творчестве, как если бы перед вами была стена, которую нельзя обойти». Кейдж ответил: «В таком случае я посвящу свою жизнь тому, что буду биться головой об эту стену».

«Кейдж – не композитор, – вспоминал впоследствии Шенберг, – скорее, изобретатель. Но гениальный». Это характерное признание модерниста, который не может принять авангард. Кейдж не хотел реформировать музыку, обновлять ее, как модернисты, даже за счет революционных звучаний. Кейджа интересовал подход к самой сути искусства, его метауровень.

До войны Кейдж преподавал и читал лекции по экспериментальной музыке в институте дизайна. В 1942 году он переезжает в Нью-Йорк, где тесно сотрудничает с известными арт-деятелями Питом Мондрианом, Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.

Взаимовлияние этих мастеров очевидно. Не менее значительным было и знакомство с восточными философиями и практиками. Кейдж проникается идеями Книги перемен, личностью Рамакришны и дзен-буддизмом, который в то время успешно пропагандирует на Западе Судзуки.

В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (не путать с «молчанием Бога» в фильмах Бергмана, там речь идет о богооставленности). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа – Звук.

Кейдж подверг переосмыслению саму природу музыкального звука. В его мире таковым являются звуки, которые издают предметы повседневного окружения, или «обработанные» звуки, или звуки, извлекаемые путем необычного их возникновения, – погруженный в воду гонг, например. Обновил Кейдж и арсенал пианиста, включив в него положенные в рояль гвозди и гайки, или, наоборот, фетровую материю, или ластики. Это новшество назвалось «подготовленным» фортепиано и стало настолько популярным, что в музыкальных магазинах теперь продают специальные наборы для извлечения необычных звуков из обычного инструмента.

273 секунды = абсолютный нуль?

Вторая особенность музыкальной вселенной Кейджа – алеаторика, использование случайных элементов. Во многом это идет от гадательных практик по Книге перемен, когда произвольно выпавший набор черточек истолковывается определенным образом. Присутствие случайных элементов в музыке было и до Кейджа, но именно он сделал его регулярным, возведя на уровень принципа композиции.

Непосвященному слушателю все это, несомненно, казалось клоунадой и профанацией. Как и квадрат Малевича или писсуар Дюшана. Элемент эпатажа, разумеется, присутствовал и у Кейджа, но он не был самоценным, как у многих авангардистов. Кейдж говорил, что его цель – дать опыт, который позволит прикоснуться к той жизни, в которой мы живем, что его творчество – бесцельная игра, направленная на достижение «чистого» состояния. В этом состоянии нет разобщенности слуха и разума, в нем шум становится звуком, потому что его можно воспринимать непосредственно, без привычной культурной конвенции, связанной с «музыкальными» звуками.

Самое известное его произведение – «4`33``» (4 минуты и 33 секунды, время «звучания») имеет отношение не только к музыке, но и к основам искусства. Это пьеса без звуков. Критики усматривали в «4`33``» воплощение абсолютного ничто, смерти искусства, соотнося длительность произведения – 273 секунды – с температурой абсолютного нуля по Цельсию.

Но существует и другая трактовка. Это полное отсутствие звука, но это не тишина. Исполнять его следует в абсолютно звуконепроницаемом помещении, но на любом концерте обязательно будут присутствовать звуки, так или иначе исходящие из зала, звуки среды, в которой находится это необычное произведение.

Кейдж рассказывал, что его натолкнуло на сочинение «4`33``» посещение звукоизолированной комнаты в колледже Блэк-Маунтин. Звуки все равно были, говорил он, я слышал высокий звук – как мне объяснили, это было связано с деятельностью моей нервной системы и низкий звук – циркуляцию крови. Я понял, говорил музыкант, что абсолютное молчание невозможно.

Второй источник «4`33``» – выставка «белых» рисунков Раушенберга. Но эти листы ведь тоже не были абсолютно пустыми и белыми – они изменяли насыщенность в зависимости от освещения и на них отражались тени проходящих людей.

Творчество Кейджа очень прихотливо и разнообразно, это и танцевальная музыка, не связанная с хореографией, и своеобразные хеппенинги, сочетающие зрелище и музыку со спонтанными движениями участников,

и последовательное использование алеаторики. Самое известное произведение подобного рода – «Воображаемый ландшафт № 4» для 12 радиоприемников, которые настраиваются на волну произвольно, столь же случайным является длительность звучания и громкость.

Литературное творчество Кейджа столь же причудливо, его лекции имеют рефрены, звучащие как формулы на сеансах психотерапии. Даже запись музыкальных произведений особенная – ее издают в качестве литографий.

Кейдж – это всегда равнодушие к образцам и устремление к новому. Даже в Эрмитаже он остался безразличен к полотнам, казалось бы, близких ему живописцев начала XX века, но остался в восторге от пустых рам и ящиков с огнетушителями, похвалив хорошее собрание произведений Марселя Дюшана.

Текст: Олег Рогов

Вам может быть интересно

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов