Культура

12 августа 2007, 14:12

Молчание, в котором раздаются звуки

Фото: zeitgenoessische-oper.de

Кейдж принадлежит к тем немногим универсальным деятелям культуры, чье творчество повлияло на все искусство XX века. Его музыкальные эксперименты перешагивали академические границы и задавали новый вектор философским, живописным и театральным изысканиям.

Гвозди и ластики

Революционность Кейджа, как и многих новаторов, связана с ощущением исчерпанности традиционных приемов. Это ощущается многими, но свою дорогу находят единицы. Прежде чем разочароваться в ограничениях, традиционно предусмотренных западной тональной системой, Кейдж прилежно брал уроки музыки и композиции, заодно изучал архитектуру в Европе и в Америке.

Арсенал пианиста: положенные в рояль гвозди и гайки, или, наоборот, фетровая материя, или ластики

Одним из его учителей был знаменитый композитор Арнольд Шенберг. Между ними однажды состоялся характерный диалог: «Для того чтобы писать музыку, необходимо чувствовать гармонию», – говорил Шенберг ученику. Кейдж сказал, что не чувствует гармонии. «Тогда, – предупредил Шенберг, – вы всегда будете сталкиваться с препятствиями в своем творчестве, как если бы перед вами была стена, которую нельзя обойти». Кейдж ответил: «В таком случае я посвящу свою жизнь тому, что буду биться головой об эту стену».

«Кейдж – не композитор, – вспоминал впоследствии Шенберг, – скорее, изобретатель. Но гениальный». Это характерное признание модерниста, который не может принять авангард. Кейдж не хотел реформировать музыку, обновлять ее, как модернисты, даже за счет революционных звучаний. Кейджа интересовал подход к самой сути искусства, его метауровень.

До войны Кейдж преподавал и читал лекции по экспериментальной музыке в институте дизайна. В 1942 году он переезжает в Нью-Йорк, где тесно сотрудничает с известными арт-деятелями Питом Мондрианом, Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.

Взаимовлияние этих мастеров очевидно. Не менее значительным было и знакомство с восточными философиями и практиками. Кейдж проникается идеями Книги перемен, личностью Рамакришны и дзен-буддизмом, который в то время успешно пропагандирует на Западе Судзуки.

В немалой степени повлияли на Кейджа и труды немецкого мистика Мейстера Экхарта, который много писал о божественном молчании (не путать с «молчанием Бога» в фильмах Бергмана, там речь идет о богооставленности). Под этим понималась необходимость дословесного опыта приближения к божеству, напряженное и ответственное вслушивание в молчание, в котором может возникнуть Слово. В случае Кейджа – Звук.

Кейдж подверг переосмыслению саму природу музыкального звука. В его мире таковым являются звуки, которые издают предметы повседневного окружения, или «обработанные» звуки, или звуки, извлекаемые путем необычного их возникновения, – погруженный в воду гонг, например. Обновил Кейдж и арсенал пианиста, включив в него положенные в рояль гвозди и гайки, или, наоборот, фетровую материю, или ластики. Это новшество назвалось «подготовленным» фортепиано и стало настолько популярным, что в музыкальных магазинах теперь продают специальные наборы для извлечения необычных звуков из обычного инструмента.

273 секунды = абсолютный нуль?

Вторая особенность музыкальной вселенной Кейджа – алеаторика, использование случайных элементов. Во многом это идет от гадательных практик по Книге перемен, когда произвольно выпавший набор черточек истолковывается определенным образом. Присутствие случайных элементов в музыке было и до Кейджа, но именно он сделал его регулярным, возведя на уровень принципа композиции.

Непосвященному слушателю все это, несомненно, казалось клоунадой и профанацией. Как и квадрат Малевича или писсуар Дюшана. Элемент эпатажа, разумеется, присутствовал и у Кейджа, но он не был самоценным, как у многих авангардистов. Кейдж говорил, что его цель – дать опыт, который позволит прикоснуться к той жизни, в которой мы живем, что его творчество – бесцельная игра, направленная на достижение «чистого» состояния. В этом состоянии нет разобщенности слуха и разума, в нем шум становится звуком, потому что его можно воспринимать непосредственно, без привычной культурной конвенции, связанной с «музыкальными» звуками.

Самое известное его произведение – «4`33``» (4 минуты и 33 секунды, время «звучания») имеет отношение не только к музыке, но и к основам искусства. Это пьеса без звуков. Критики усматривали в «4`33``» воплощение абсолютного ничто, смерти искусства, соотнося длительность произведения – 273 секунды – с температурой абсолютного нуля по Цельсию.

Но существует и другая трактовка. Это полное отсутствие звука, но это не тишина. Исполнять его следует в абсолютно звуконепроницаемом помещении, но на любом концерте обязательно будут присутствовать звуки, так или иначе исходящие из зала, звуки среды, в которой находится это необычное произведение.

Кейдж рассказывал, что его натолкнуло на сочинение «4`33``» посещение звукоизолированной комнаты в колледже Блэк-Маунтин. Звуки все равно были, говорил он, я слышал высокий звук – как мне объяснили, это было связано с деятельностью моей нервной системы и низкий звук – циркуляцию крови. Я понял, говорил музыкант, что абсолютное молчание невозможно.

Второй источник «4`33``» – выставка «белых» рисунков Раушенберга. Но эти листы ведь тоже не были абсолютно пустыми и белыми – они изменяли насыщенность в зависимости от освещения и на них отражались тени проходящих людей.

Творчество Кейджа очень прихотливо и разнообразно, это и танцевальная музыка, не связанная с хореографией, и своеобразные хеппенинги, сочетающие зрелище и музыку со спонтанными движениями участников,

и последовательное использование алеаторики. Самое известное произведение подобного рода – «Воображаемый ландшафт № 4» для 12 радиоприемников, которые настраиваются на волну произвольно, столь же случайным является длительность звучания и громкость.

Литературное творчество Кейджа столь же причудливо, его лекции имеют рефрены, звучащие как формулы на сеансах психотерапии. Даже запись музыкальных произведений особенная – ее издают в качестве литографий.

Кейдж – это всегда равнодушие к образцам и устремление к новому. Даже в Эрмитаже он остался безразличен к полотнам, казалось бы, близких ему живописцев начала XX века, но остался в восторге от пустых рам и ящиков с огнетушителями, похвалив хорошее собрание произведений Марселя Дюшана.

Текст: Олег Рогов

Вам может быть интересно

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года
Темы дня

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

Кадровые решения Трампа обнажили его стратегию по Украине

Избранный президент США Дональд Трамп объявил, что пост его спецпредставителя по конфликту на Украине займет Кит Келлог. Сам Келлог заявил о намерении добиваться «мира через силу». Это тот случай, когда личность назначенца многое говорит о его дальнейших действиях: «план Трампа по Украине» в общих чертах стал понятен.

Новое правительство Грузии определилось с политикой по отношению к России

Американист: Спецпредставитель Трампа по Украине не понимает сути конфликта

ЦБ объявил онлайн-голосование за символы новой тысячерублевки

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Скворцова спрогнозировала расширение границ молодого возраста до 60 лет

Глава ФМБА Вероника Скворцова высказала мнение, что молодыми могут считаться люди до 60 лет, учитывая изменения в продолжительности жизни и возрастных периодах.

Путин сравнил удар «Орешника» с падением метеорита

Президент России Владимир Путин на встрече с журналистами сравнил удар баллистической ракеты «Орешник» с падением метеорита, от которого образуются целые озера.

Кандидаты команды Трампа на посты в США получили угрозы

Потенциальные главы Минюста и аппарата Белого дома из команды Трампа получили угрозы, сообщает CBS News. Атаки затронули Пэм Бонди и Сьюзан Уайлс, а также других кандидатов будущего кабинета.

Россия передала председательство в БРИКС Бразилии

Россия вручила условный «молоток председателя» Бразилии, символически передав ей председательство в БРИКС на 2025 год в ходе встречи в Екатеринбурге.

Путин сообщил о минимальном ущербе от ракетных атак ATACMS

Россия подверглась вглубь территории двум ракетным атакам ATACMS после использования «Орешника», однако ущерб оказался минимальным, заявил президент Владимир Путин.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

Путин: Ситуация с курсом рубля под контролем, поводов для паники нет

Ситуация с курсом рубля находится под контролем, поводов для паники у граждан нет, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.

Долгов: Администрации Трампа не стоит думать о заморозке конфликта на Украине

Запад не готов учитывать интересы Москвы. При этом Россия не намерена отказываться от поставленных целей СВО, а временные меры приостановки конфликта ее не интересуют, сказал газете ВЗГЛЯД дипломат Константин Долгов. Ранее стало известно, что администрация Трампа изучает несколько предложений по прекращению огня на Украине. Среди них – заморозка конфликта на время переговоров сторон.

Путин ответил анекдотом на вопрос об ударах по военным и политическим центрам Киева

Президент России Владимир Путин в ответ на вопрос о возможных ударах по военным или политическим центрам в Киеве использовал советский анекдот о непредсказуемости событий.

Владелец TikTok потребовал от стажера один млн долларов за саботаж ИИ проекта

Компания ByteDance обвинила стажера в саботаже учебного проекта по искусственному интеллекту (ИИ), потребовав публичных извинений и компенсации в 8 млн юаней.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?